Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

О «Гаяне» Арама Хачатуряна

О балете "Гаяне" знают, наверное, все. Ну по крайней мере, любой современный человек хотя бы раз в жизни слышал "Танец с саблями". Еще бы, ведь Арама Ильича даже называли Мистер Собредэнс, по английскому названию произведения. А знаете ли вы о чем этот балет? Или в какую эпоху происходит действие? В День рождения Арама Хачатуряна самое время вспомнить самое известное его произведение. 

 

В постановках "Гаяне" костюмы танцовщиков чаще всего стилизовали под национальную одежду, на героинь надевали фески с фатой,  использовали мечи и щиты. Наверное, по этой причине многие до сих пор думают, что сюжет связан с историческими событиями или древней легендой. Но на самом деле все гораздо интереснее.

 

Гаяне из советского колхоза

Согласно первому либретто, действие балета происходит в советском колхозе, в который проник вражеский шпион. Балерины выходили на сцену в изысканных головных уборах с вуалью, как у тифлисской знати. Но Гаяне такое точно носить не могла, даже если бы была постарше: деревенские женщины обматывали голову плотными платками, а кокетливые прозрачные ткани использовали только горожанки, да и то не везде. Ну и конечно, в тридцатые годы никакими мечами и щитами никто не пользовался. Сабли еще не так давно были в ходу, но представить себе колхозника, щеголяющего по родному селу с ножнами трудно. Впрочем, в наши дни "Гаяне" перестала быть шпионской историей. Но сценический образ в костюмах, стилизованных под далекую старину сделал свое дело: никто не помнит о чем балет.

Первое либретто, Константин Державин

В горное село высаживается шпион. Конечно же, он прыгает с парашютом - очень популярный в те годы способ проникновения. Он вызывается поднести вещи геологам, которые решили остановиться у местных. Геологи и шпионы  были очень популярны в те годы. Если бы речь шла о северных широтах, в сюжете непременно появились бы еще и полярники. Но не будем отвлекаться. Итак, шпион вместе с геологами приходит  в село. Молодые колхозники строят новую жизнь. В центре сюжета любовный треугольник: красавица Гаяне, честный чобан Армен и некий неприятный тип Гико. Шпиона интересует руда, найденная Арменом, собственно, геологов тоже. Пока Армен показывает ученым месторождение, шпион пытается похитить образцы. Его останавливает вставший на путь исправления бывший пьяница Гико, но шпион успевает его ранить и поджигает деревню. Тут поспевает Армен и сдает негодяя пограничникам. Начинается народное гуляние. Первую постановку "Гаяне" осуществила легендарная советская артистка балета Нина Анисимова. Либретто написал ее супруг, Константин Державин. Нина Анисимова приступила к работе едва освободившись из тюрьмы. Артистку обвинили в связях с иностранцами. За нее заступились друзья, им удалось добиться оправдания. Ее постановка по сей день считается одной из лучших. Анисимова ставила "Гаяне"  в эвакуации в Перми.

Ленинградский театр оперы и балета был эвакуирован. Премьера "Гаяне" состоялась в Перми 9 декабря 1942 года. Шпионский сюжет звучал как нельзя более уместно в охваченной войной стране. В 1943 году Хачатурян получил Сталинской премию I степени, которую передал в Фонд Вооруженных Сил СССР.

Наталья Дудинская (1912-2003), Народная артистка РФСФР, первая исполнительница Гаяне.

Нина Анисимова (1909-1979), артистка балета, Заслуженный деятель искусств РСФСР, автор первой постановки "Гаянэ".   

Сегодня "Гаяне" ставят гораздо реже, чем в советское время. В нынешних постановках от актуальной в тридцатые и сороковые шпионской темы не осталось ничего. Современные постановки чаще рассказывают о любовном треугольнике, похищении Гаяне и победе Армена над Гико, который стал полностью отрицательным персонажем. 

Второе либретто, Борис Плетнев

В пятидесятые годы режиссер Борис Плетнев написал новое либретто, для которого Арам Хачатурян ввел коррективы в партитуру. Семейные отношения персонажей претерпели существенные изменения.

Гаяне замужем за Гико, они колхозники. Гико не хочет работать на новую власть и уговаривает Гаянетакже бросить работу. Армен - брат Гаяне. Он влюблен в курдскую девушку Айше. Мимо деревни ходят диверсанты, которых русские пограничники под руководством Казакова задерживают с помощью Армена. Но враги успевают поджечь деревню, и колхозники тушат пожар. Им помогают также курды. Справившись со всеми испытаниями, колхозники, пограничники, курды и другие участники событий устраивают праздник. Гаяне выходит замуж за Казакова. 

А вот сольный номер самого Рудольфа Нуриева, записанный в Соединенных Штатах Америки. Балет не только экспортировали из СССР - его ставили почти во всех странах мира. Ну, как минимум в тех, где существовала сцена и хореографические училища. Балет "Гаяне" стал визитной карточкой Советского Союза. 

Постановка Бориса Эйфмана

Сегодня Борис Эйфман - Народный артист России, а в начале семидесятых он только начинал ставить балетные спектакли. "Гаяне" была дипломной работой Эйфмана. Он поставил ее в 1972 году, спектакль шел несколько лет с большим успехом в  Ленинградском Малом театре оперы и балета.


Никаких шпионов, никаких геологов: только драматическая история бедной девушки, вышедшей замуж за кулака, и затем "сделавшей выбор в пользу новой власти".  Сюжет был понятен и близок многим современникам,особенно старшего поколения, они узнавали в этой драме собственные семейные истории. Гаяне превратилась в замужнюю женщину, Гико стал сыном кулака, который не желал отрекаться от отца. Гаяне в этой постановке выбирает идеи большевиков и уходит к  Армену: собственно, представителю новой власти. 

 

Постановка Вилена Галустяна, наши дни

В либретто Народного артиста Республики Армения Вилена Галустяна сюжет также сведен к любовному треугольнику. Гаяне хотят выдать замуж за Гико,  об этом договорились их родители. Все действие происходит между молодыми людьми, иногда в это вмешиваются их родители. В конце действия свадебная сцена, где совершается нечто, напоминающее обряд венчания, а Гаянэ в исполнении Сюзанны Пирумян танцует в подвенечном платье. 

Декорации, в которых ставят "Гаяне"в Ереване сегодня бесценны. И создал один из лучших армянских художников, Минас Аветисян еще в 1974 году. Художественное оформление спектакля прекрасно: костюмы, освещение сцены. В целом же "Гаянэ" Галустяна все же, получилась слишком упрощенной по сюжету. Похищение девушки, постоянное участие родителей в делах молодых, а главное сцены между юношами, и особенно пластическое выражение  эмоций Гико напоминают девяностые годы. 

Лучший флешмоб в истории Еревана также имеет отношение к балету "Гаяне". В 2013 году, в дни празднования 110-летия Арама Хачатуряна AGBU (Всеармянский Благотворительный Союз) и Армянский Филармонический Оркестр устроили невероятное действие к подножья Каскада.


Балет пережил шпионские страсти,  рассказал о раскулачивании, распался на отдельные части, и все равно он продолжает жить. Мы напеваем "Пробуждение", выстукиваем пальцами "Танец с саблями", и кто его знает, не будет ли следующая постановка "Гаяне" посвящена высадке людей на Марс? Возможно. Времена и реалии изменятся. Музыка Хачатуряна - вечна.