Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Глаз: совершенное изобретение природы на макроснимках Сурена Манвеляна

В майском номере журнала National Geographic Россия за 2016 год была опубликована интересная статья, посвященная эволюции глаза. В ней говорится, что, по подсчетам ученого Дэна-Эрика Нильсона из Лундского университета (Швеция), на эволюцию зрительного органа понадобилось менее полумиллиона лет.

Разнообразие зрительных органов в животном мире служит отличительным примером того, как естественный отбор преобразовал простейшие светочувствительные органы в сложно устроенные зрительные механизмы камерного или фасеточного типа, состоящие из множества компонентов, слаженно взаимодействующих друг с другом.

Нильсон собирает данные о разнообразии строения и функций зрительных органов. Возьмем человека. Он использует глаза для изучения окружающего мира. А для чего нужны глаза, например, кубомедузе, одному из простейших существ на планете, у которого даже мозга нет (его роль выполняет нервное кольцо, расположенное в колоколе медузы)? Какие данные собирает она? Группа исследователей во главе с Нильсоном выяснила это в 2007 году. Кубомедуза Tripedalia cystophora использует камерные глаза, направленные вниз, чтобы ориентироваться в подводных мангровых зарослях, где она проводит большую часть жизни.

Чарлз Дарвин в «Происхождении видов» пишет: «…разум твердит мне, что, если бы существование бесчисленных градаций от идеального и сложного глаза до глаза простого и несовершенного, каждый из которых был полезен своему обладателю… можно было бы показать, тогда затруднения, возникающие при мысли, что идеальный и сложный глаз мог сформироваться путем естественного отбора, хотя и непреодолимые для нашего воображения, вряд ли могли бы считаться существенными».

© Suren Manvelyan

Живые существа демонстрируют широчайший спектр разнообразия — от простых светочувствительных пятен на теле дождевого червя до совершенных глаз хищных птиц, обладающих острейшим зрением.

Итак, «видение» мира определяется потребностями обладателя глаз. Так, человеческий глаз отлично приспособлен для выполнения разных задач: достаточно быстро воспринимает информацию, прекрасно улавливает контрасты, а по остроте зрения человека превосходят лишь хищные птицы. В природе встречаются глаза, возможности которых даже представить сложно, вследствие ограниченности наших собственных органов зрения.

Дэн-Эрик Нильсон выделяет четыре этапа развития глаза. Зрение с высоким разрешением достигается на четвертом этапе с появлением линз-хрусталиков.

Глаза — одно из лучших изобретений природы. И, бесспорно, красивых и совершенных. Совершенных еще и тем, что, кажется, абсолютно отражают то, что у их обладателя «внутри» («глаза — зеркало души»)… но это уже некоторое отступление от науки.

Бездонные глубины глаз притягивают к себе объективы фотокамер, одна из которых принадлежит Сурену Манвеляну. В интервью журналу Naked Science на вопрос, как у него возникла идея фотографировать зрачки глаз, Сурен отвечает: «Это совершенно естественная мысль и, как показывает опыт, возникла она у очень многих людей. Просто мне удалось найти интересный способ это сделать».

Фотограф Сурен Манвелян известен своей серией макроснимков глаз людей и животных. Он сотрудничает с такими изданиями, как National Geographic, Daily Mail, The Independent, The Telegraph, а также ВВС. Его знаменитые фото зрачков глаз облетели весь мир. Помимо того, что Сурен — фотограф, он еще и доктор наук в области теоретической физики, обладающий обширным опытом в преподавании физики, математики, проективной геометрии, астрономии и музыки.

© Suren Manvelyan

Всё в том же интервью Сурен Манвелян рассказывает, как он пришел к фотографии. «Мой дядя увлекался фотографией и научил меня самому основному. В шестнадцать лет мы с другом увлекались астрофотографией: снимали Млечный путь и Луну. Тогда пленка 125 ISO по степени чувствительности была для нас верхом мечтаний. Потом я занялся физикой, а фотографию забросил. Мой интерес возродился с появлением цифровых фотокамер. Благодаря им, процесс обучения значительно ускорился. В 2004-м я снова начал снимать, а с 2006-го фотография стала даже источником дохода. Начиная с этого времени, у меня уже появились фотографии, которые мне не стыдно и сейчас кому-то показать. С 2007 до 2012 я был штатным фотографом журнала „Ереван“, в котором и прошли дальнейшие этапы моего становления». Кроме прекрасных глаз, в объективе камеры Сурена оказываются пейзажи и свадьбы.

В 2014 году работы Сурена Манвеляна были использованы в фильме Люка Бессона «Люси», где режиссер обратился к природе и возможностям человека. В трейлере, который вы можете посмотреть ниже, фотографии Сурена видны с 43-й секунды.

При написании статьи использовались следующие материалы:

1. Эдд Йонг. Увидеть свет. Глаз — одно из лучших изобретений природы ǁ National Geographic Россия. — 2016. — Май.

2. Сурен Манвелян: «Красоту физики мы воспринимаем умом, а красоту фотографии — глазами» ǁ naked-science.ru.

3. С широко открытыми глазами: сенсационные фото Сурена Манвеляна ǁ armeniangc.com.

Заглавная фотография © Suren Manvelyan