Армянский след на Введенском кладбище. Часть 3: семья Тавризян
На Введенском кладбище Москвы похоронена балерина Русудана Леонидовна Тавризян (Романова). Сегодня пойдет рассказ о ее муже, выдающемся дирижере Ленинградской школы, Михаиле Арсеньевиче Тавризяне. Вся жизнь и многогранная деятельность семьи проходили в Ленинграде, Ереване, Москве, куда после смерти мужа от сердечного приступа приехала Русудана Леонидовна вместе с дочерью Гаяне Михайловной. Она ушла из жизни в 2015 году в Ереване, была специалистом в области западной философии и социологии XX века. О ее философских изысканиях мы ещё поговорим.
Михаил Арсеньевич Тавризян родился 27 мая 1907 года в Баку, а ушел из жизни 17 октября 1957 года. Дочь написала о нем книгу «Микаэл Тавризян: жизнь и смерть дирижёра».
Мы обратились к воспоминаниям одной из представительниц «золотой эпохи» Большого театра СССР Натальи Дмитриевны Шпиллер. Они были опубликованы в журнале «Советская музыка» в 1983 году.
Оперная певица говорит, что имя Тавризяна дополнило плеяду выпускников Ленинградской консерватории 1920-х годов, учеников Александра Васильевича Гаука. Среди них также Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев. Позже он уехал в Ереван, и после войны его имя стали слышать чаще.
За спектакль «Иоланта» в театре оперы и балета имени А. Спендиарова Михаила Тавризяна наградили Государственной премией СССР. После этого он был приглашен в Большой театр дирижировать одноименным спектаклем.
Наталья Шпиллер пела в нем заглавную партию. О Михаиле Арсеньевиче она вспоминала: «Высокий, тонкий, с угловато элегантной походкой, он с первого взгляда производил впечатление чрезвычайно нервного человека. Иссиня-черные волосы, яркие, очень выразительные глаза, сильно развитый подбородок: его нельзя было назвать красивым, но весь его облик производил впечатление удивительно утонченное. Изысканная вежливость в обращении с окружающими, ослепительная улыбка, манера излагать свои мысли были очень обаятельны».
Вот другой фрагмент: «У Михаила Арсеньевича была интересная манера проводить спевки. Он слушал певца предельно внимательно, но давая ему полную свободу, и лишь изредка, лёгким, каким-то эскизным взмахом вводил его в желаемый темп».
Когда Наталья Дмитриевна провела с дирижёром первую спевку, подумала, что сработается сразу. Но за пультом он представал совсем другим. Шпиллер пишет о «внутреннем пульсе руки Тавризяна». И еще «то был музыкант трепетных эмоций. Начиная со вступления и первой сцены все наполнялось каким-то внутренним биением. И это удивительное состояние он проносил через весь спектакль, причем психологическая окраска подобных ощущений сохраняла свое разнообразие, ни одна нота не звучала равнодушно, холодно…»
Об особенностях его манеры дирижирования Шпиллер пишет: «В трехдольном такие его палочка "технически" ускоряла вторую четверть. В четырехдольном-третью. Причем в целом ритм сохранял свою отточенность, но каждой отдельной фразе и общему интонационному движению придавался характер удивительной эмоциональной полетности».
И все же певица и дирижёр творчески поладили не сразу, поначалу Наталья Дмитриевна даже отворачивалась от дирижерской палочки, но потом этот пульс руки она почувствовала, как свой.
Однажды оперная дива приехала в Ереван и в номере гостиницы раздался звонок. На том конце провода был слышен смех.
— Кто же это, наконец, говорит?
— Это я! Подколесин! Боюсь вашего гнева и поэтому не приехал вас встречать.
Оказалось, что накануне Михаила Арсеньевича прихватил сердечный приступ, но спектаклем с участием Шпиллер он дирижировал. Через несколько месяцев после этой встречи Тавризяна не стало.
Как мы сказали, после его смерти жена и дочь уезжают из Армении в Москву. Русудана Леонидовна умерла в 2000 году, но о ее жизни мы расскажем в следующих публикациях.
Источники:
- Журнал «Советская музыка», 1983, № 1-2
- Архивы Российской государственной библиотеки искусства