Александр Родченко, Сергей Хачатуров и «музеефикация всей страны»
Одному из основоположников конструктивизма, родоначальнику дизайна и рекламы в СССР, представителю фотографии «Нового ви́дения» Александру Родченко посвящена не одна сотня искусствоведческих исследований. Он стал символом советской фотографии, его работы не теряют интереса и в наши дни. Вместе с художником армянского происхождения Георгием Якуловым, создателем «Теории света и происхождения стилей в искусстве», и Владимиром Татлиным сразу после революции работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве.
Не так давно группа молодых фотографов, выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко собралась, чтобы вместе открыть выставку «Тестовая группа». «Тестирование — это универсальный способ улучшения качества жизни в условиях развитого капитализма. Все, чем мы пользуемся сегодня, завтра может быть усовершенствовано. Чтобы системы стали лучше, мы передаем их создателям свои данные, которые бережно собираются и анализируются. Бета-версия становится нормальным состоянием современных систем. Там, где раньше были объекты, сегодня мы видим процессы, связи и отношения. Идея иерархии и глубинных структур в какой-то момент сменяется идеей сетей, и сети во всех сферах жизни становятся все более гомогенными и горизонтальными», — пишет о проекте Екатерина Суслова.
На защите дипломов будут присутствовать члены дипломной комиссии МАММ (Московской Мультимедиа Арт Музея) Ольга Свиблова, директора школы Родченко Ирина Успенская и Елена Лунгина, знаменитые художники, искусствоведы. Среди них будет и преподаватель этой школы, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Хачатуров. Сергея смело можно назвать культовым арт-критиком Москвы. Он автор более тысячи статей в периодических и профессиональных изданиях на темы изобразительного искусства, архитектуры, музыки и театра. Хачатуров — лауреат премии Министерства культуры, работает на телеканале «Культура» и на радио «Культура». В 2010 году Хачатуров в издании «Время новостей» опубликовал статью «Плюс музеефикация всей страны», где разобрал «по косточкам» современный арт-процесс: эпатажность, эзотеричность и респектабельность произведений искусства не гарантирует их новизны, а ощущение от них — как будто зритель попал в музей. Поэтому в данном случае неологизм «музеефикация» (своеобразный привет Ленину) носит снисходительный оттенок. Хорошая оценка от Сергея — если он скажет, что ваши экспонаты «радикально современны».
А если принять это слово «музеефикация» всерьез и надолго? Ведь сегодня роль музеев в образовательной и культурной жизни России очень высока. Главный редактор журналов, среди них Vogue Russia, Алена Долецкая даже издала книгу «Не сказка, а жизнь», где учит в том числе и тому, как из музея сделать модное местечко.
Армянский музей Москвы как успешный проект также возник на волне этого интереса к музейному делу, которое в России началось с открытия Петром I Кунсткамеры.
Источники: vremya.ru, mamm-edu.ru