«Здесь земля сама ринулась в бой»: к 100-летию Первой Республики
Сегодня, 28 мая, Армения и весь армянский мир отмечают 100-летие со дня провозглашения Первой Республики. Это было первое государство армян в новейшей истории, когда спустя семь веков армяне, вопреки трагическим обстоятельствам, Геноциду в Османской империи, вопреки утрате исторических земель, смогли вновь воплотить свою армянскую мечту.
Это стало возможным благодаря не только духу народа, но и непрерывности армянской государственности. Благодаря княжествам Западной Армении, меликствам Арцаха, огромной роли ААЦ в поддержке культуры и образования, Армения веками сохраняла свои государственные институты.
В эти дни проводятся памятные мероприятия, в Сардарапате прошел военный парад «Век победы». Его торжественно открывали премьер-министр РА Никол Пашинян, Президент РА Армен Саркисян, Президент НКР Бако Саакян. Впервые на нем присутствовали российские воины.
Среди многочисленных воспоминаний о втором Аварайре» есть эссе поэта, писателя Геворга Эмина «Песнь воды». Эмин писал о том, как в Сардарапатской пустыне, в 1918 году было сотворено одно из «очередных» чудес в истории Армении — ржавыми берданками, мотыгами и лопатами народ наш приостановил нашествие турецких орд, отстоял свое право на жизнь, отвоевал клочок земли для горстки своих сирот и изгнанников.
Писатель подробно пишет о многочисленных тяготах армянского народа, точнее, той его части, что смогла уцелеть: «Опьяненные эйфорией грядущей всемирной революции, большевики готовы были в ожидании воплощения этой цели отдать все — Украину, Армению, саму Россию, и заключили с Германией и ее союзниками позорный Брестский мир».
Армянский музей Москвы предлагает вам прочитать этот фрагмент знаменитого Слова писателя о Победе своего народа.
«Русская армия оставила Кавказский фронт. Немцы, нарушая подписанный ими же договор, двинулись на Украину, тогда как в Закавказье действовали их турецкие союзники.
Что мог поделать истекающий кровью, надломленный резней, одинокий армянский народ против этой гигантской военной махины? Близкая гибель Армении была столь очевидной и неизбежной, что Веиб-паша уже из Сардарапата телеграфировал Высокой Порте о том, что в скором времени он окончательно сотрет с карты мира страну, именуемую Арменией…
Однако народ наш — и это одна из его характерных черт, — инстинктивно почувствовав, как и во время битвы на Аварайрском поле, что на чашу весов поставлен вопрос „быть или не быть“ и самому народу, и отечеству, начал в буквальном смысле слова отечественную войну против врага не на жизнь, а на смерть, вновь доказав, что невозможно уничтожить какой-либо народ и что он может сотворить чудо там, где, казалось, нет никакой возможности спасения.
Сардарапат
Здесь вчера вновь повторился
Новый Аварайр битвы за свободу,
Здесь настал предел терпению,
Но Мгер не вышел из пещеры…
Здесь не было ни храброго Вардана,
Ни Егише, ни Гевонда Ереца,
Была лишь горстка сирот,
лишь горстка беженцев
И битва,
подстегивающая сама себя…
Здесь камень сам породил мгеров,
Безвыходность создала новый выход,
И не то что враг — сам аллах
Возопил бы в страхе перед этим чудом…
Здесь земля сама ринулась в бой
И погибла в неравном бою,
Превратилась в солончак от крови и слез…
Был Сардарапат — стал пустыней…
Все колокола деревенских церквей Араратской долины день и ночь тревожно били в набат, сзывая народ на поле боя. И со всех концов Армении, вооруженные винтовками и вилами, косами, лопатами и камнями, спешили в Сардарапат мужчины и женщины, старики и дети.
Многие знали, что их ждет верная смерть, и не случайно некоторые отряды так и назывались — „саванщики“…
В старину, перед решающими сражениями, армянские военачальники и воины отправлялись в Святой Эчмиадзин приложиться к руке католикоса и испросить у него благословения…
На этот раз, в нарушение традиции католикос сам прибыл в Сардарапат и, обливаясь слезами, обходил ряды и целовал измазанные землей мозолистые руки крестьян-воинов…
И чудо свершилось.
Истекающий кровью армянский народ преградил путь турецким ордам.
Целью захватчиков в этот раз было не только завоевание Армении и уничтожение армянского народа.
Эти кровавые орды стремились тогда к Баку, чтобы вместе с прусскими войсками как можно скорее захватить бакинскую нефть, задушить в крови Бакинскую коммуну.
В Сардарапатской битве наш народ не только завоевал себе право на жизнь, но кровью своей пришел на помощь Бакинской коммуне и новорожденной Стране Советов.
На их защиту встал и национальный герой народа Андраник.
По безошибочному инстинкту вышедшего из народных недр человека, Андраник осознал смысл происходивших вокруг сложных событий и, безоговорочно ориентируясь на Советскую Россию и ее восточный форпост — Бакинскую коммуну, 14 июля 1918 года послал легендарному вождю Бакинской коммуны Степану Шаумяну историческую телеграмму о том, что он „объявляет Нахичеванский уезд частью России“, а себя и свои боевые отряды „предоставляет в распоряжение центрального правительства России“.
Небольшими по численности были отряды Андраника, однако этот шаг имел большое политическое значение для дела революции. Он был встречен с воодушевлением в Советской России и с бурной яростью — в стане ее врагов…
Степан Шаумян и орган новорожденной Советской власти — газета «Известия» горячо приветствовали Андраника как «настоящего народного героя», призывая его «держать высоко знамя революции». А встревоженный и устрашенный всем этим военный министр Турции Энвер-паша послал бесчинствующим на Кавказе следующую телеграмму-молнию: „Командующим Кавказского фронта Халилу-паше, Нури-паше, Шекли-паше, Есседи-паше и Веиб-паше. Во имя праведного Османского халифата приказываю поднять всех способных держать оружие османов и турок Кавказа для утверждения и упрочения нашего порядка “. — Какая страшная ассоциация с «новым порядком» Гитлера!! — „Преградите все дороги перед Андраником, чтобы он не мог со своим отрядом прийти на помощь Степану Шаумяну, основавшему большевистскую власть в Баку. Если они соединяться, оккупация Баку станет невозможной. Военный министр Османского правительства Энвер. Стамбул, 17 июля 1918 г.“.
И хотя захватчики все же прорвались в Баку, но, по свидетельству начальника генерального штаба германской армии фон Людендорфа, из-за „этих проклятых армян“ сильно опоздали с захватом нефти. Они были вынуждены в конце 1918 года капитулировать».
ИСТОЧНИК:
Геворг Эмин. Избранные произведения. Том 2. Проза. «Семь песен об Армении» М., «Художественная литература», 1979