Александр Ширванзаде "Из-за чести"
Пьесу "Из-за чести" Александр Ширванзаде написал в 1905 году. Актуальный сюжет, понятные современнику этические проблемы, поднятые в произведении, сделали драму очень популярной: зрители и читатели узнавали в персонажах себя и своих близких.
В 1956 году на экраны вышел одноименный фильм. Это было уже совсем другое время, что сильно отразилось на сюжете. Раскрытые Ширванзаде сложные характеры были упрощены, рассказ о прошлом Элисбаровых сильно урезан, на порядок сокращена роль Ерануи Элисбаровой, которая в пьесе являлась ключевой. Так, история о жестокой расплате за бесчестные поступки прошлого превратилась в рассказ о несчастной любви и столкновению светлых идеалистов с неприглядной реальностью. А ведь Ширванзаде, подобно Достоевскому, спрашивал - имеет ли право человек построить нечто прекрасное, если деньги, на которые он это делает, не совсем его? Даже если их законный владелец ни на что не годен?
Сюжет фильма
У нефтяного магната Элисбарова беда - сын его давно умершего партнера, Арташес Отарян узнал, что может овладеть половиной состояния Элисбарова. Когда-то давно Элисбаров и Отарян-старший владели общей продуктовой лавкой. Элисбаров предложил скупить пустынные болотистые земли в качестве вложения денег. Отарян отказывался, но потом согласился. Однажды он тяжело заболел, и ведение дел полностью перешло в руки Элисбарова, который фактически, взял все в свои руки. Отарян перед смертью показал жене бумаги, и велел рассказать все сыну, когда он вырастит. Элисбаров выдавал вдове ежемесячное пособие 25 рублей, оплатил учебу Арташеса в Университете. И вот, Арташес заявляет о своих правах. Элисбаров пытается откупиться от него. У Элисбарова четверо детей. Розалия - веселая и ветреная, тратит большие деньги на шляпки и платья. Сын Сурен - мот и гуляка, играет в карты. Маргарита - скромная девушка, верящая в идеалы. Ближайший соратник Элисбарова - брат его жены Ерануи Сагател. Много лет он является доверенным лицом Андреаса, который даже закрывает глаза на его воровство.
В Арташеса влюблена младшая дочь Элисбарова, Маргарита. Узнав об этом, отец уговаривает ее взять у любимого бумаги - якобы, в качестве доказательства. Он похищает и сжигает их. Маргарита кончает жизнь самоубийством.
Что не так
В советской интерпретации все кажется простым и ясным - злой богач, его избалованные дети, его жадность, не позволившая расстаться с деньгами, честная, чистая девушка, и юноша, требующий справедливости. Но не так проста пьеса Ширванзаде, как ее экранизация! Каждый персонаж писателя имеет историю, каждый образ многогранен. Каждая фотография в галерее сопровождается комментарием о персонаже.
Что не попало в фильм
Монологи Элисбарова о конфликте
В фильме есть сцена, в которой Сагател и Андреас вспоминают начало делового пути Элисбарова - продуктовую лавку, которой Андреас владел совместно с Отаряном. В фильм не вошло продолжение диалога: Элисбаров рассказывает, что если бы он слушался партнера, то до сих пор торговал бы зеленью. Отарян очень боялся вложений, не хотел покупать земли, которые впоследствии оказались нефтеносными.
Главный женский персонаж
В фильме это, несомненно, юная Маргарита, чистая и возвышенная. А в пьесе ее мать - Ерануи Элисбарова. Именно она является антогонистом Андреаса, именно она раздувает страсти в Маргарите, одобряя ее бунт, именно ее речи объясняют, что происходит в семье на самом деле. Маргарита в пьесе - единственная из четверых детей Ерануи, которая ее понимает.
Ерануи и Сагател
Глядя на экран, трудно поверить, что Ерануи и Сагател - родные брат и сестра. В фильме об этом упоминается вскользь, но аристократичная Ерануи и очень близкий к народу, грубоватый Сагател не выглядят, как родственники. Опущены их диалоги, которые в пьесе играют очень важную роль. Более того, Ерануи в фильме очень мало, она не ключевой персонаж, как в пьесе, а весьма условный, эпизодический.
Конфликт Баграта и Арташеса
Баграт Элисбаров - наследник огромного состояния отца. Арташес Отарян претендует на половину. В фильме это конфликт сынка богача и честного бедного юноши. В пьесе - Баграт собирается на эти деньги модернизировать завод отца и открыть новые рабочие места. Арташес в лучшем случае обеспечит мать и сестер. Арташес зарабатывает частными уроками, и не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь, не учитывает обстоятельств, в которых живет, не учится понимать ситуации. В пьесе Ширванзаде поднимает очень важный вопрос - кому стоит передавать ресурс. Писатель показывает, что жизнь все равно наказывает за нечестно нажитое, но читателю очевидно, что Баграт продуктивен и может послужить на благо человечеству, Арташес же не оставляет такого впечатления, он просто несчастный молодой человек.
Сурен угрожает пистолетом Баграту
В фильме конфликт братьев облагорожен: Баграт упрекает Сурена в том, что он получил оплеуху из-за актрисы и стерпел, Сурен достает пистолет. В пьесе Ерануи жалуется Сагателу, что едва разняла сыновей: Сурен проиграл в карты и наставил дуло к груди Баграта, требуя покрыть его долг.
Образование детей Элисбарова
Андреас - сын цирюльника. Он рос в страшной нищете, а свое состояние заработал трудом и хитростью. В пьесе и в фильме упоминается как он грабил и обманывал, а о том, ка кон брался за любую работу - только в пьесе. Так вот, заработав состояние, Элисбаров дает своим детям самое лучшее образование.Все они знают несколько языков, Баграт увлечен своей профессией инженера, часто размышляет о развитии науки, Розалия читает на французском, демонстрирует знание немецкой литературы - в фильме это подано, как легкомысленное кокетство, монологи Баграта о будущем науки отсутствуют.
Сурен Элисбаров
В фильме это просто избалованный сын состоятельного отца, который, возможно, стал бы достойным членом общества, если бы не деньги. В пьесе - потерявший человеческий облик подонок. В фильме опущены многие сцены и монологи Сурена, он выглядит как правдоруб, несчастный, но честный человек. В пьесе он тоже говорит неприятную правду, но в то же время аморален, никчемен, прожигает большие суммы, угрожает брату пистолетом, вымогает деньги у младшей сестры. Маргарита отказалась от денег, выделяемых ей отцом каждый месяц, и Сурен отправляется просить Розалию, которую до этого жестоко высмеял.
Жадность Элисбарова
В фильме не раскрыто его отношение к деньгам, хотя в пьесе этому уделено очень много внимания. Андреасу жалко тратить средства, как он считает, в пустоту. Он не понимает, зачем нужно отдавать деньги бедным, в случае, если они здоровы, и могут прокормить себя сами. При этом, он не жалел средств на образование для своих детей, на их содержание, он готов дать денег на полезные по его мнению дела, на создание рабочих мест.
Фактор прогресса
В первом акте Сагател отдает распоряжения по телефону, и радуется этому изобретению, которое по его словам, так полезно для торговца. Сам он плохо образован, но восхищается прогрессом. Баграт считает, что инженерия - профессия будущего, он верит, что именно его коллегам предстоит изменить мир. Баграт занят модернизацией производства, вводит документооборот, чем сильно раздражает Сагатела, пресекает воровство, на которое отец закрывал глаза. Сам Элисбаров оплатил образование не только своим детям, но и Арташесу Отаряну, поскольку придает этому важное значение. В фильме он вскользь упоминает, что собирается перечислить деньги учебному заведению, в пьесе подробно излагает свое отношение к благотворительности.
Орли
В пьесе Сурен влюблен в актрису Орлову, за благосклонность которой соревнуется со своим товарищем Абдуловым. В фильме рядом с Суреном часто присутствует юноша в феске, но в монологах имя главного соперника не звучит. Молодые люди тратят на красавицу родительские деньги, стараясь перещеголять друг друга. В фильме фамилия актрисы деликатно сокращена, и звучит как "Орли" - в те годы в СССР фамилию Орлова носила самая известная в стране актриса, и создатели фильма решили смягчить эту ассоциацию.
Еще важные детали из пьесы, не вошедшие в фильм
Чета Элисбаровых принадлежит к числу самых состоятельных семей города. Когда-то давно едва вставший на ноги сын цирюльника Андреас женился на красивой, но очень бедной девушке Ерануи. Для нее и для ее брата Сагатела этот брак был спасением от нищеты - честный и добрый отец, священник не дал им никакого ремесла. Сагател становится помощником свояка. Тридцать лет назад на свои первые отложенные деньги Элисбаров на пару с Отаряном завел продуктовую лавку. Ему пришло в голову сделать вложение: покупать пустынные болотистые земли, которые стоили очень недорого. Вскоре Отарян заболел и умер, а на купленных партнерами землях забила нефть. Элисбаров сказочно разбогател, но тут подрос Арташес, который заявил о своих правах на состояние. Старший сын Баграт инженер, мечтает воплотить свои конструкторские проекты в новом заводе, который построит ему отец.
Ширванзаде ставит перед читателем непростую дилемму. По закону Арташес должен получить половину от прибыли с земель, купленных на деньги его отца. Но сможет ли он распорядится состоянием, если он даже не может наладить собственную жизнь? И не было бы справедливо оставить их Баграту, который построит нечто стоящее не только для своей семьи? Но Форутна слепа - семье Элисбаровых предстоит стать несчастной. Еще один важный этический вопрос: Розалия защищает отца, Маргарита - справедливость. Уговаривая отца признаться во всем и отдать Отаряну половину состояния, она совершенно не представляет последствий этого поступка, о чем ей говорит Розалия: "Не думай, что это сделает тебе честь, люди осудят твой поступок, Маргарита".
Четверо детей Андреаса и Ерануи и четыре вариации судеб первого поколения, родившегося в богатстве. Мать не может научить дочерей обращаться с деньгами, получать удовольствие и не увлекаться, и получает жадную Розалию и аскетичную Маргариту. Сурену всего двадцать три года, а он уже успел деградировать, и его не спасло даже образование. Над трудолюбивым и разумным Багратом нависло проклятие преступлений, совершенных отцом: очевидно, что после смерти Маргариты вся эта история станет достоянием общественности.
Произведение Александра Ширванзаде раскрыло тему гуманитарного кризиса в эпоху перехода к индустриальному обществу. Описанный писателем характеры по сей день день еще встречаются в нашем обществе.