Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Художник и актер Александр Адабашьян: рафинировано интеллигентен

Армянский музей Москвы уже рассказывал о художнике, актере, сценаристе Александре Адабашьяне. Он стал одним из авторов сценария фильма «Собибор» об успешном восстании узников нацистского лагеря, ставшем режиссерским дебютом Константина Хабенского.

О других работах Александра Адабашьяна — в нашем новом материале.

Родившийся в послевоенной Москве, в августе 1945 года, в семье армян Артёма Адабашьяна и Валентины Бархударовой, Александр Адабашьян воспитывался в русской культуре. Увы, в доме не говорили по-армянски. Зато готовили армянские блюда — с тех пор Александр Артёмович отлично разбирается в национальной кухне.

В своем интервью журналисту «Голоса Армении» Асмик Хараджанян он сказал, что считать себя стопроцентным армянином он не имеет права. Поскольку с армянской культурой он знаком хуже, чем с французской и итальянской. «Так сложилась жизнь, — продолжал Адабашьян. — Но при всем этом мне крайне интересно, что происходит в Армении. Меня это волнует. Я всего два раза бывал в Ереване. В свое время доехал до Нагорного Карабаха. Тогда только завершились военные действия и Арцах производил удручающее впечатление. Это долгая история».

…Его мама была преподавателем немецкого языка, отец — инженером, работал начальником главка в Министерстве монтажных и строительных работ. Стояли тяжелые послевоенные годы. В 1947 году Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Артем Карпович всё время был на стройках, и сын, как это бывает у любого послевоенного поколения, воспитывался на улице. В его случае, в дворах Нижней Масловки.

На съемках фильма «Полеты во сне и наяву» с Людмилой Гурченко и Олегом Табаковым

Александр Артёмович часто рассказывает о своем детстве: как учился в престижной школе с углубленным изучением французского языка (позже стала носить имя Ромена Роллана), до нее ему приходилось добираться на трамвае. Тогда мальчишка мечтал о том, что будет вагоновожатым или кондуктором. Потом он захотел стать клоуном. В школе работал театральный кружок, куда и пошел юный Адабашьян, где актерское мастерство ему преподавали мхатовцы. Там он отметился блестящим выходом в спектакле «Пчелка» по рассказу Анатоля Франса и сказке Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц». Уже тогда Александра звали в МХАТ, но он твердо решил учиться на художника. 

«Полеты во сне и наяву». Адабашьян, Гурченко, Янковский, Табаков

Все-таки надежный каркас построил в своей семье инженер Адабашьян: это и привело сына в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). В эти годы МВХПУ активно реорганизуется, появляются новые факультеты, где можно заниматься промышленным искусством, дизайном интерьера, монументально-декоративным и прикладным искусством. Поступить с первого раза в это училище ему не удается. Он устраивается на работу в проектный институт, занимается почти каждый вечер на подготовительных курсах, в 1962 году он становится студентом. Правда, между первым и вторым курсом проходит целых 5 лет: служба в армии, школа сержантов в уральском Кунгуре, штаб военного корпуса в Бологом. Он даже успел примерить погоны артиллериста, танкиста, ракетчика. В армии научился разбираться в электронике.

После демобилизации он возобновляет общение с другом детства Никитой Михалковым, тот втягивает его в кино.  Он осваивает еще одну профессию — оператора, устроившись ассистентом к прославившемуся потом Павлу Лебешеву. Тогда он и влюбляется в его сестру Марину Лебешеву.

Счастливейшие годы, полные любви, дружбы, побед. В 1975 году картина Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Адабашьян участвует как художник-постановщик и актер, получает приз жюри на МКФ, прошедшем в Дели.

«Раба любви». Елена Соловей и Родион Нахапетов

Беда пришла в дом в разгар съемок ленты «Раба любви», где Александр Адабашьян выступил как художник-постановщик. Умирает жена Марина. Но Александр продолжает напряженно работать, ему помогает Александр Самулекин.  Если мы вспомним кадры «Рабы любви», то снова удивимся тому, как здесь тонко, с большой нежностью, была проработана каждая деталь интерьеров в стиле модерн. Эта атмосфера, конечно, дополнялась работой художника по костюмам Алины Будниковой.  Еще бы — ведь это была интерпретация судьбы легенды Веры Холодной! Адабашьян здесь сыграл эпизодическую роль — режиссера немного кино. Как потом рассказывали о создании «Рабы любви», ее авторы, приходилось много просиживать в архивах, изучать фотографии и киноиздания.

Весь этот опыт Адабашьян воплотит позже и в ресторанном бизнесе, оформляя рестораны Антона Табакова «Обломов», «Антонио», «Грибоедов». Несколько лет назад сын Олега Павловича продал их, как он объяснял, закрыть рестораны в Москве его подтолкнули дети. После этого он перебрался к своей семье во Францию.

С женой Екатериной и дочкой Сашей

А Адабашьян вместе с семьей предпочитает свой дом в Загорянке. Он часто бывает здесь со своей семьей — женой Екатериной и двумя дочерьми.

Говорят, Александр Артёмович любит по много раз перечитывать какую-либо книгу, ходить по даче в валенках и готовить для друзей мясо.

Он не любит телевидение, не критикует его, просто находит неинтересным. А нам доставляет радость увидеть его иной раз на киноэкране, где можно почувствовать всю глубину его актерской харизмы. Московского армянина, которым его по сути сделали режиссеры-армяне. А их в судьбе Адабашьяна было немало: Тигран Кеосаян («Президент и его внучка»), Роман Балаян («Поцелуй», «Полеты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман»), Карен Оганесян («Домовой»), Вартан Акопян «(Поцелуй сквозь стену»). Интересной сценарной работой стала лента «Собачий рай» (режиссер Анна Чернакова): как отмечали критики, фильм стал «рафинированно интеллигентен», но не в запредельном мудрствовании, а в манере персонажей общаться, слушать и слышать друг друга. 

ИСТОЧНИК:

Громов А. «Александр Адабашьян. Фильмография и личная жизнь» ǁ www.syl.ru.