Глубины подсознания, сны и психоанализ: Грегори Пек в фильме Альфреда Хичкока «Заворожённый»
Сегодня день рождения одного из самых любимых голливудских актеров 1940–1960-х. 5 апреля 1916 года родился Грегори Пек, за роль адвоката Аттикуса Финча в драме «Убить пересмешника» (1962) удостоенный премии «Оскар» в номинации «Лучший актер». Но будем вспоминать мы не эту его оскароносную роль.
В 1944 году Альфред Хичкок приобрел права на роман Хилари Сент-Джорджа Сондерса и Джона Палмера «Дом доктора Эдвардса», рассказывающий о странных событиях в швейцарской больнице для душевнобольных. Он и ляжет в основу его нового фильма «Завороженный» (Spellbound).
В те годы в США большой популярностью пользовалась теория психоанализа, разработанная Зигмундом Фрейдом. Хичкок решает не отставать от этой «моды». «Завороженный», вышедший на экраны в 1945-м, начинается коротким пояснением, где раскрываются суть и метод психоанализа.
«В этой истории речь пойдет о психоанализе, современном научном методе лечения эмоциональных проблем и психических расстройств.
Психоаналитик стремится побудить пациента рассказать о своих тайных страхах, дабы открыть дверь в его разум. Когда комплексы, мучившие пациента, раскрыты и интерпретированы, болезнь исчезает и демоны безумия покидают душу человека».
Итак, завязка фильма. В психиатрическую больницу приезжает известный доктор Энтони Эдвардс. Он должен занять пост главного врача. Оказывается, Эдвардс не только известен и, судя по написанным им книгам, умен, но к тому же молод и красив.
В больнице работает врач-психоаналитик Констанс Питерсен. При первой же встрече между Энтони и Констанс возникает симпатия. Вскоре в поведении молодого профессора начинают проявляться странности, которые схожи с теми, что наблюдаются в поведении пациентов больницы.
Констанс обнаруживает, что ее возлюбленный вовсе не тот, за кого себя выдает. На ее вопрос «Кто вы?», он отвечает: «Я вспомнил. Эдвардс умер. Я убил его. И занял его место. Я кто-то другой…». Выясняется, что самозванец страдает амнезией.
— Не помню. Словно смотрю в зеркало и вижу только стекло, но отражение там есть. Я знаю. Я существую. Я есть. Как можно забыть свое имя и говорить так, будто я остаюсь в здравом уме. Вы меня боитесь?
— Нет. Вы больны. Потеряли память. Это пройдет.
— Да, амнезия. Фокус, чтобы сохранить рассудок. Чтобы не сойти с ума, надо забыть об ужасах. Выгнать весь ужас за дверь.
— Дверь надо открыть.
Констанс решает помочь незнакомцу, которого успела полюбить.
Вскоре остальные сотрудники больницы тоже узнают, что их «новый врач» оказался самозванцем. К тому же становится известно о бесследном исчезновении настоящего доктора Эдвардса. В последний раз его видели на горнолыжном курорте. Все подозревают самозванца в убийстве Эдвардса. Не веря, что ее возлюбленный на самом деле преступник, Констанс увозит его к своему старому учителю доктору Александру Брюлову. Они надеются, изучив сны несчастного, раскрыть тайны, скрытые в безднах его сознания…
На главные роли доктора-самозванца (его настоящее имя — Джон Баллантайн) и Констанс были приглашены Грегори Пек и шведско-американская актриса Ингрид Бергман. До работы в «Завороженном» Пек сыграл роль русского партизана в военной драме «Дни славы» (1944), где его партнером по фильму была Тамара Туманова.
Продюсер фильма Дэвид Селзник позже писал, что на просмотре «мы не могли успокоить публику с того самого момента, как его имя [Грегори Пека] появилось на экране, и только после трех или четырех сцен дамы перестали „охать“, „ахать“ и перешептываться».
«Заворожённый» получил «Оскар» за лучшую музыку (композитор Миклош Рожа) и был номинирован в пяти категориях. Одна из них — «Лучший актер второго плана» за роль доктора Александра Брюлова в исполнении Михаила Чехова — племянника Антона Чехова.
Сцена сна, с помощью которого Констанс и Брюлов пытаются разобраться в произошедшем, была снята при участии Сальвадора Дали.
«Итак, сны начинаются здесь. Они расскажут о том, что вы прячете. Но расскажут бессвязно, словно загадку или головоломку. Задача психоаналитика — взять эти кусочки, сложить их в правильном порядке и выяснить, какого дьявола вы там в себе прячете». Даст ли сон Джона Баллантайна разгадку того, кто убил доктора Эдвардса? Откроют ли Констанс и Брюлов дверь в его подсознание?