Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Санджак Дерсим – убежище депортированных армян

Армянский музей Москвы продолжает знакомить вас со страницами книги профессора Раймона Кеворкяна «Геноцид армян. Полная история». Издание осуществлено попечением заслуженного строителя РФ Вардкеза Арцруни по инициативе и при содействии Центра аменоведческих исследований «АНИВ».

Дерсимский санджак играет особую роль в тысячелетней истории Малой Азии.  Эта затерявшаяся в горах, покрытая лесом территория почти всегда находилась на задворках истории. Население санджака оставалось в изоляции и отличалось особым местным колоритом, сохранившимся с незапамятных времен. Разделенный в древние времена на несколько армянских княжеств, этот регион никогда не был полностью армянским, хотя руины внушительного количества церквей (107) и монастырей (50) свидетельствуют о широком распространении в нем христианства. Отрезанный от внешнего мира и неподвластный внешним влияниям, Дерсим никогда не подчинялся Османскому государству, которое не собирало в этом районе никаких податей и было не в состоянии навязать ему свою власть. Хотя район считался опасным для чужаков, несколько армянских торговцев и смелых священнослужителей отважились проникнуть в него под защитой местных беев.

Богатейшая природа края делает этот уголок Турции (Тунджели) привлекательным для туристов. 

Благодаря нескольким свидетельствам таких людей мы можем дать приближенное описание общественно-политической ситуации, сложившейся в Дерсиме накануне Первой мировой войны. В этот период там проживали 16 657 армян наряду с двумя популяциями, которые вместе составляли большинство: на юге и юго-востоке селилось племя сеид хасан, которое, предположительно пришло из персидского Хорасана, а в другой части санджака, в самых его недоступных местах, племя дерсимли.

Вероучение кылылбаши (алавитов, алеви, нусайритов)  включает элементы зороастризма, манихейства, восточных астральных культов и православия. В основе вероучения - культ личности Али, который доведен до признания его воплощением Бога. 

Оба народа, особенно дерсимли, не смотря на частичную отуреченность, создали под различных течений очень особый религиозный синкретизм, который стал религией преобладающего большинства населения обоих племен. В нем были соединены несколько направлений: язычники, последователи Заратуштры, христиане и мусульмане. Из-за тайного отправления религиозных обрядов последователи «кызылбаши» (Kızılbaş) в этой вере считались неверными, как и христиане. Действительно, одних церемониалов и внешних атрибутов веры кызылбаши было достаточно, чтобы привести в замешательство ортодоксального мусульманина. Наряду с праздниками в честь Святого Сержа, которому предшествовало семь дней поста, или Двенадцати Апостолов, Святого Креста и «Гаке сун» (праздник «красных яиц»), т.е. Пасхи, которые кызылбаши праздновали вместе с армянами, последователи этой синкретической религии поворачивались во время молитвы на восток и отправлялась в паломничество по монастырям, которые они защищили от любых нашествий, как если бы они были частью их собственного наследия. Это не мешало им поклоняться Али, Гусейну и Моисею, но совершенно игнорировать Рамадан. В то же время у них был собственный ритуал, который, по свидетельству хорошо информированных источников, состоял из песен и танцев, тайно исполняемый ночью в соответствии с детально разработанными правилами. Члены религиозной касты, все из одного племени, следили за исполнением этих правил. Среди сорока проживающих в Дерсиме племен армянскими были племена миракян и тер-овацинк. 

Криптоармяне Дерсима проходят обряд крещения. Фото ru.1in.am

Миракяне, чья территория лежала вблизи Дуика, Чукура, Экеза и Торуда, могли мобилизовать три тысячи бойцов. Этих горцев, занимавшихся главным образом разведением овец, а также изготовлением ковров и килимов, частично ликвидировали в 1915 году, но меньшинству все-таки удалось скрыться в Дерсиме. 

Поэтому не удивительно, что во время событий 1915 года, этот регион должен был стать убежищем для 10-15 тысяч армян с Харпутской равнины и западных районов Эрзинджанского санджака, а также многочисленных жителей соседних каз, особенно армян из Парди/Оваджика (население 50 человек) или Назимье/Кызылкилисе (население 89 человек). Имело ли оказанное этим беженцам гостеприимство политический оттенок? Возможно, нет. И преподобный Риггз, и Назарет Пиранян свидетельствуют, что эти перемещения населения осуществлялись за высокую плату. Первые беженцы платили по сто турецких лир за возможность попасть на эту территорию. 

Его борьба. Алавиты соблюдают христианские праздники, во время которых читается Евангелие. Существует обряд причащения вином. Одновременно с этим существует культ поклонения солнце, луне, вечерней и утренней заре. Женщины не допускаются на богослужения.Фото raqeb.co

В июле 2017 года дерсимец Шант Тайлан посетил Ереван. Он - один из тех молодых армян, кто вернулся к своим корням, был крещен и сменил имя на армянское. Фото armeniasputnik.am
 

Хотя позднее курдские беи снизили цену до 10 лир. С другой стороны, были случаи, когда в Дерсиме принимали людей, не имевших средств. Правда, жизнь там была тяжелой для всех без исключения, и многие армяне выжили благодаря тому, что работали на местных богатеев. 

При этом курдские вожди из Дерсима никогда не позволяли властям вторгаться в их владения. 

Вероятно, 10-дневная поездка вали Сабита в Дерсим, которая началась 31 июля 1915 года, имела целью убедить курдских вождей сдать армян. 

В административном центре Хозате, скверном селе с населением не более тысячи человек, в 1914 году было 350 армян. Еще здесь были смешанные села, где вместе жили армяне и кызылбаши, общее население армян в которых составляло 1949 человек.