Лента "Бирюк" Романа Балаяна по одноименному рассказу Ивана Тургенева
В кинозале Армянского музея Москвы лента Романа Балаяна, снятая в 1977 году по одноименному рассказу И.С. Тургенева. Сценаристами фильма выступили Роман Балаян и Иван Миколайчук, снявшийся в главной роли в ленте "Тени забытых предков…" Сергея Параджанова.
Главную роль сыграл актер Михаил Голубович. Его творческая жизнь долгие годы связана с Луганским украинским музыкально-драматическим театром. За 20 лет он дослужился до его художественного руководителя.
Еще пацаном он помнил Сергея Параджанова, который снимал недалеко от его деревни. "Мы пацанами бегали смотреть. Позже, когда уже стал актером, познакомились на Студии Довженко. Но только после фильма «Узники Бомона» Сережа сказал, что пишет под меня сценарий. К сожалению, он остался на полке", - рассказал Михаил Васильевич в интервью украинским СМИ.
Фильм "Бирюк" о том, как крепостного крестьянина Фому господа поставили охранять лес от таких же крепостных людей. В народе его прозвали Бирюком за угрюмый и нелюдимый характер. Однако человек он добрый, совестливый, живёт вместе с юной дочерью Улитой просто и строго. Беззаветно преданный лесу, понимающий и оберегающий каждое дерево, Фома гибнет нелепо и смиренно от пули барина-бездельника, пришедшего в лес пострелять птиц.
Фильм вышел в ограниченном прокате (191 копия).
"На этой, казалось бы, неброской картине лежала печать обособленности режиссера, хотя его зачислили в традиционалисты. Но именно в «Бирюке» Балаян нашел свой особый «звук» — конкретный и неуловимый, интонирующий всякий раз по-разному его последующие фильмы. А пока что этот звук был мотивирован чисто сюжетно, — «немым» героем.
Созерцательность режиссера — его внимательный к подробностям глаз и обостренный слух — не подменяет действие в картине, в которой как будто ничего не происходит. Однако все, что в ней происходит — пульсация повторяющихся жестов, взглядов, звуков, — отзывается во внутреннем ритме жизни леса и души главного героя.
В «Бирюке» раскрылась одна из ключевых особенностей поэтики Балаяна. Связь большого мира и отдельного человека видится ему как конфликтное напряжение, как взаимная тяга и отторжение. Окно здесь — пересечение миров, защита от внешних сил, разбушевавшейся стихии. Но и ограничение свободы. Вместо Дома — окно, соединяющее тихую обитель и враждебное-участливое к человеку пространство.
Не случайно режиссер вводит в финал фильма сцену пикника. Прелестных дам и кавалеров, упоминающих среди светской болтовни и о продаже леса, с которым слиты душа и тело Бирюка. Его-то — вместо живописного фазана — случайно подстреливают. Здесь важно не только визуальное противопоставление роскошного - натюрморта с опрокинутой бутылкой и остатками белоснежного пирожного - с жалким - полусгнившим луком, но то, что фильм завершается (вопреки рассказу Тургенева) в прямом смысле мертвой натурой. Гибелью Бирюка, соединившегося — теперь уже навсегда — с природой, с натурой. В начале фильма от пули невидимого охотника падает тетерев. В финале — умирает человек. Кольцевая композиция срифмована Балаяном как целостный жизненный цикл".
ИСТОЧНИК: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»