Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Поющие вышивки рукодельницы Армине Айрапетян

«Я родилась тысячелетия назад, ведь Вану исполнилось 2725 лет», — говорила о своих корнях Армине Айрапетян. Ее дедушка с материнской стороны был капитаном корабля, бороздившего просторы озера Ван. Позже он вошел в ряды отряда Зоравара Андраника.

В семье Армине всегда царила творческая атмосфера. Мать и сестра были артистками балета. У Армине же с ранних лет проявился интерес к точным наукам. Она стала математиком, преподавала в училище, работала в Армянском педагогическом институте. Журналистка Ида Карапетян в статье «Поющие вышивки», посвященной творчеству Армине, пишет, что дар художника, отпущенный ей природой, дремал, ожидая своего часа.

Проявился дар Армине в тяжелые годы, когда вся республика жила без света и отопления. Царила безработица, приводящая в отчаяние. В такие суровые времена искусство для многих становится спасением, отрешением от страшной реальности.

«Келе, лао».

Для Армине вышивание стало спасением и призванием. Она углубилась в изучение истории армянского орнамента и цвета, в тонкости стилей школ вышивания, некогда существовавших в регионах Западной Армении — Айнтапе, Мараше, Урфе, Ване, Свазе, Килисе. С каждым новым полотном росло мастерство, усложнялась техника исполнения. По традиции, процесс творения часто сопровождается пением. Армине обладала еще одним дарованием. Вслед за вышивальной иглой лилось ее прекрасное сопрано.

Замысел определял и стиль вышивки: это мог быть «айнтап», очень сложный технически, или «урфа», цвета и узоры которого очень самобытны и разительно отличаются от всех других форм исполнения.

«Журавль»

6 апреля 1997 года — знаменательная дата в творческой биографии Армине Айрапетян. В этот день — в ее день рождения — в фойе Большого зала Армянской филармонии открылась первая выставка работ Армине. В книге отзывов, сохранившейся с той выставки, среди множества восхищенных записей была такая: «Я увидел золотые руки армянской женщины и тонкий вкус, все прекрасно».

Название выставки Армине Айрапетян было символично — «Келе, лао». Оно ассоциируется с одноименными народной песней и стихотворением Сильвы Капутикян. Так же называется и созданное Армине полотно в форме музыкальной лиры по мотивам упомянутых произведений, в самобытной интерпретации рукодельницы.

«Лаваш»

На полотне «Келе, лао», искусно вышитой Армине, мы видим очертания Армении и Арцаха. От них наверх тянутся стебли, увенчанные семью бутонами цветов. Они «примостились» на нотном стане. Это символическое изображение первых семи нот песни «Келе, лао», в которой заключены призывные строки о возвращении, о пути в родной край, свой дом.

Выполненная крючком в бежевом тоне работа «Журавль» — посвящение великому Комитасу, его трагичной судьбе. Журавль — олицетворение, символ пандухта (скитальца-армянина), пронизанного печалью и тоской. Песня «Крунк» («Журавль») — зов-мольба, обращение к летящей птице. «Журавль, есть ли весточка с родины…». Ее слова наши воплощение в искусном плетении узоров и кружев.

Картина «Лаваш», выполненная крючком, стала философским осмыслением «хлеба насущного». В центре полотна — пять изящно связанных цветков, олицетворяющих пять континентов. Небольшие листы лаваша, едва отличимые друг от друга, сливаясь вместе, как бы образуют большой лаваш. И все это в обрамлении цветочной гирлянды, символизирующей человечество. Лаваш становится не просто хлебом, а «скатертью», расстеленной перед миром.

В работах Армине Айрапетян особое место занимает форма овала. Ей создана целая серия вышивок «Пасхальное яйцо», в которых овал обретает определенную символику. Как у Фаберже, у нее ни одна работа не повторяет другую. В овале яйца — крест, голуби, древо жизни. Все в работах Армине имеет свое особое осмысление.

«Наскальные надписи»

Важным этапом в творческой биографии Армине Айрапетян стали монохромные вышивки «Наскальные надписи» с авторской разработкой рисунков, передающих дух и суть древних изображений на камнях. Содержание и суть творчества вечны, изменчива лишь форма, материал. Эта истина заключена в работах Армине. Идею цикла ей подсказали строки из известной поэмы Егише Чаренца «Неистовые толпы» — «Неистовые толпы шли, шли к Солнцу новому, вперед». Сюжеты и темы, перенесенные на тысячелетия назад — напоминание о неразрывной связи времен.

В 2015 году в свет вышла книга Армине Айрапетян «Поющие вышивки, говорящие петроглифы», рассказывающая о школах вышивания в Западной Армении. В ней собраны удивительные работы рукодельницы в сопровождении строк, вдохновлявших ее.

Источник: Ида Карапетян. «Поющие вышивки» ǁ Армине Айрапетян. Поющие вышивки, говорящие петроглифы, 2015.