Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Фанни Ардан привезла в Москву "Диван Сталина"

В последнее время противоречивая персона Иосифа Виссарионовича Сталина  в очередной раз оказалась в центре внимания общественных дискуссий. По данным еженедельника “Аргументы и факты” опросы общественного мнения  показали, что если в 1999 году Сталина, как одного из российских кумиров, называли 14 процентов опрошенных,  то в 2018 году --  уже 22 процента. Имя Сталина становится даже причиной драк между журналистами, как показали недавние события в радиоэфире “Комсомольской правды”.

 

Кинематографисты тоже оживились. Снимаются фильмы, главным героем которых становится “советский кровавый диктатор” и его окружение. Отзыв за два дня до премьеры  в России прокатного удостоверения фильма английского кинорежиссера  Армандо Иануччи  “Смерть Сталина” подогрел общественный интерес.

Нашли замену, годом ранее замечательная французская актриса Фанни Ардан сняла драму “Диван Сталина”, которую на днях она сама и представила в Москве.

Основой сценария драмы, премьера которой состоялась в ноябре 2016 года на Лиссабонском кинофестивале,  стал одноименный роман французского писателя Жана-Даниэля Бальтасса. В 2013 году роман  выдвигался на Гонкуровскую премию.

Режиссерский дебют Фанни Ардан состоялся в 2008 году семейной драмой “Прах и кровь”.  “Диван Сталина” – ее третья работа в качестве постановщика. Если гротескный фарс Иануччи  рассказывает о нелицеприятных властных разборках вчерашних сподвижников повергнутого вождя, франко- португальский “Диван Сталина”  представляет фигуру советского лидера скорее  как аллегорию, чем конкретную личность.

Действительно, исполнитель главной роли, толстый Жерар Депардье ничем, кроме усов и френча, не напоминает “отца народов”.  Да и других исторических личностей, кроме генерала Власика, начальника охраны Сталина, в фильме нет.

Начало 50-х годов прошлого века. Вереница правительственных машин въезжает на территорию огромного парка, где  находится  загородная резиденция Сталина (на самом деле съемки проходили на территории дворца-отеля Буссако в Португалии). Вождя по стойке “смирно” ожидает толпа горничных, официанток и охранников, которая потом следует за ним по пятам.

Сталин поднимается в свою опочивальню. Там его ждет Лидия, женщина, с которой он периодически встречается с августа 1923 года. Он спрашивает ее, нашла ли она ту книгу, прочла ли? Лидия показывает ее. Это “Толкование сновидений” Зигмунда Фрейда, которого  Сталин называет мошенником, обманщиком, шарлатаном, но предлагает Лидии поиграть с ним “во Фрейда”. Дело в том, что вождь спит обычно на диване, который когда-то принадлежал знаменитому психоаналитику и хочет, чтобы Лидия выслушивала его признания, и комментировала их “по Фрейду”. Он ложится на диван Фрейда, рассказывает ей свои сны, она их переводит в зрительные образы. Иногда ее комментарии повергают вождя в ярость, но случается, что подвигают на новые признания. Порой он просит почитать ему Пушкина. “Фрейдистские беседы” Сталина и Лидии – основная часть продолжительности фильма.

На территории резиденции находится и мастерская молодого художника  и скульптора  Олега Данилова, которого Лидия пригласила, чтобы он изваял монумент наследника Ленина, которого Сталин не очень жалует за критику в свой адрес. На публике он пафосен: “Владимир Ильич практически мертв, но все еще жив в моем сердце”. А Лидии признается: “Не хочу, чтобы из моего тела сделали мумию и положили рядом с Лениным”.

Выбор на молодое дарование пал не только потому, что по его проекту на Красной площади в Москве поставлен памятник Ильичу. Но и потому, что Лидия, уставшая от связи с вождем, испытывает к Олегу, ученику знаменитой Муриной (говорящая фамилия), который значительно моложе ее, отнюдь не платонические чувства. Но как реализовать их, когда все вокруг прослушивается и просматривается. И Сталин конечно же подозревает это. Похоже, она затеяла опасную игру.

Как вы поняли, перипетии фильма далеки от исторической реальности. Фанни Ардан и сама это признает: “Я не претендую на историческую достоверность. Это метафора, относящаяся к власти. Мне интересно понять, что случается с людьми, когда у них есть абсолютная власть.”

Актерский дуэт Фанни Ардан и Жерара Депардье сложился в 1981 году, когда они вместе снялись в фильме  Франсуа Трюффо “Соседка”. Затем были "Натали" режиссера Анн Фонтен, “Бальзак” Жозе Дайана, “Полковник Шабер” Ива Анжело, совместные выступления на сцене. На этот раз дуэт  дополнился третьим участником. Если Жерар Депардье ролью Сталина не открыл новых оттенков своего мастерства, то актриса Эммануэль Сенье, (к слову, супруга режиссера Романа Полански), очень органична в роли  мятущейся обольстительницы Ольги Вотьевой.     

Фильм с интересом смотрится, хотя финал этой истории предсказуем. Однако режиссер не избежала штампов изображения советского быта,  характерных для западного кино – мрачная, гнетущая атмосфера, постоянно в туманной дымке на задних планах маячат фигуры сотрудников внутренних органов в шинелях и т.д.

И в заключение еще одна деталь. Как призналась большая почитательница русской поэзии Фанни Ардан, она  посвятила свой фильм Осипу Мандельштаму.  “Я даже хотела назвать фильм строчкой из Мандельштама “И пустая клетка позади”, но мой продюсер очень сильно возражал”.

Но отрывок стихотворения поэта появляется в финальных титрах:

“Впереди густой туман клубится,

И пустая клетка позади”.

Павел ДЖАНГИРОВ