Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

На сайте музея - история армянской музыки

Хрустальный голос Армении - Лусине Закарян

Древняя и средневековая армянская музыка (народная и профессиональная) монодического склада, главным образом одноголосна, но с элементами многоголосия — тянущийся тон, простые виды антифонного пения. Армянская монодия обладает обширной системой диатонических ладов (лады неоктавные, с серединным положением тоники, с наличием на разных ступенях побочной опоры, применением различных альтераций) и богатейшей ритмикой (распространены всевозможные смешанные метры). Все ее формы, от простых крестьянских песен до тагов, тараканов или гусанских мелодий, основаны на широком использовании различных приемов мотивно-тематического развития. Армянская монодия интонационно уравновешена, отличается внешней сдержанностью выражения.

Армянская музыка, скрещиваясь с культурами некоторых древних народов Передней и Малой Азии и ассимилируя передовую для своего времени культуру Урарту, развивала свои самобытные черты. В период становления единоязычного рабовладельческого государства сложился монодический, одноголосный склад, образовалась система основных выразительных средств армянской музыки, определились первоначальные ее ветви: крестьянская, гусанская и культовая (языческая). Вслед за принятием христианства в 301 году закладываются основы музыки христианской церкви.

Армянская музыка достигает значительных успехов в эпоху развитого феодализма (X–XIII вв.) после изгнания завоевателей и восстановления политической независимости страны.

Большое место занимают трудовые песни, а среди них — земледельческие: песни пахоты, молотьбы, аробные.

Подробнее в наших материалах