Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сибирская сага Сергея Элояна. "Царь-рыба" Виктора Астафьева

Сергей Элоян на открытии выставки "Сибирская сага" в залах Государственного литературного музея в Москве. Фото http://data22.i.gallery.ru

Армянский музей Москвы предлагает вам посмотреть шедевры книжной иллюстрации. "Сибирская сага" Сергея Элояна будет представлена двумя выпусками: посвящение Виктору Петровичу Астафьеву и Валентину Григорьевичу Распутину. 

Заместитель директора Государственного литературного музея по экспозиционной работе Павел Фокин рассказывает нам о Сергее Элояне. 

Живущий в Иркутске художник Сергей Элоян (р. 1958) один из самых ярких российских художников книги. В течение продолжительного времени он активно сотрудничает с издательством "Издатель Сапронов". Он работал с произведениями В. Астафьева, В. Распутина, Л. Бородина, Е. Носова, М. Кураева, А. Варламова, Е. Евтушенко, В. Кострова, Ю. Кублановского, С. Кековой, В. Курбатова,Л. Анненского, И. Золотусского, П. Басинского, Л. Кэрролла и др. 

Каждая книга Сергея Элояна - это законченное произведение искусства, в котором все детали эстетически пережиты и продуманы. Художник не ограничивается только непосредственным иллюстрированием текста и созданием обложки. Без его внимания т заботы не остается ни один элемент книги - форзац, фронтиспис, титул, шмуцтитул, колонтитулы, спусковые иллюстрации, концовки, закладки, формат, тип бумаги и т.п. Все подчинено единому образу и задаче. В этом своеобразном визуальном оркестре у каждого инструмента своя партия, послушная строгой воле дизайнера-дирижера. 

У Сергея Элояна свой узнаваемый почерк исполнения. Густая, вязкая, красочная, тяготеющая к живописи внешняя отделка книги сменяется плотной графикой форзацев и фронисписов, переходящих в изящные, легкие, лаконичные шмуцы и почти прозрачные линии спусковых иллюстраций, концовок, колонтитулов. Деликатность этой оформительской манеры Элояна позволяет ему сохранить в полном объеме все богатство содержания произведения. Художник не подавляет своей работой книжную полосу, но и не оставляет текст наедине с угрюмым однообразием типографского набора. Читатель, погружаясь в мир образов, созданных писателем, включаясь в процесс сотворчества, чувствует дружескую поддержку художника, сверяет с ним свое прочтение, радуется, удивляется, спорит.

Сергей Элоян - автор росписи Князя-Владимирского храма в Иркутске. 

Член Союза художников России и Союза дизайнеров России. Заслуженный художник РФ (2005). 

Выставка "Сибирская сага" была представлена в стенах Государственного литературного музея в Москве в 2013 году. 

Давайте вспомним, о чем же повесть "Царь-рыба", ее ключевой сюжет? 

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.