Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Реинкарнация Абдул-Гамида и новейший турецкий фанатизм

В то время, как в Турции отложено судебное разбирательство по делу убитого в январе 2007 года одного из лидеров армянской общины, главного редактора газеты «Агос», на официальном уровне прошли памятные мероприятия, посвященные 100-летию смерти Абдул-Гамида II. Глава МИД Мевлют Чавушоглу, окруженный потомками одного из самых кровавых султанов Османской империи, выразил следующее: "Мы всегда гордились нашими предками и сделаем все возможное, чтобы продолжить их курс".


Пародокс, но встреча эта стала возможна потому что потомков Абдул-Гамида спасли французские армяне. Как переводит армянское издание «Новое Время» интервью правнука султана Hurriyet Daily: «Наша семья обязана своим спасением и жизнью французским армянам, которые спасли нас после того, как мы были сосланы из Турции», — заявил правнук султана Абдул-Гамида II — 80-летний Бейзаде Бюлент Осман. «У нас не было в кармане ни гроша, но наши армянские друзья помогли нам. Одна армянская женщина гостеприимно приняла нас в своем доме, где мы и прожили достаточно долго. Я никак не могу отрицать все те подвиги, которые армяне совершили для нас».

Абдул-Гамид II, армянин по матери, начал первую волну армянского Геноцида.

Как пишет читатель Армянского музея Москвы Георгий Арзуманян: "В одном старинном издании говорилось о том, что мать Абдула-Гамида была наложницей купца-армянина и попала в гарем после того, как ее танец понравился тогдашнему султану, который путешествуя по империи, остановился у этого купца. Учитывая преклонный возраст султана, можно смело предположить, что наложница попала в гарем уже беременной. Так что вопрос о том, был ли отцом Абдула-Гамида султан или купец-армянин остается открытым".

Как бы то ни было, резня между христианами и мусульманами досталась ему в наследство как предлагаемые обстоятельства его правления, постепенно он закрепил ее в своей политике. Лондонский протокол 1877 года, подписанный великими державами, был направлен на урегулирование Восточного вопроса и ситуации в Османской империи. Абдул-Гамид категорически отказал исполнять требования Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, России и Франции. По этой причине Россия объявила Османской империи войну 24 апреля 1877 года.

В 1894—1896 годы в Восточной Анатолии и других местах Оттоманской империи произошли массовые убийства христианского (прежде всего армянского) населения, число жертв которого исчисляется в пределах 80.000—300.000.
Убийства производились по прямому указанию Абдул-Гамида с помощью фанатично настроенных софтов (юноши в возрасте от 12 до 25 лет, посвятившие себя духовному образованию).

Абдул-Гамид II пережил покушение в 1905 году, организованное Христофором Микаэляном, являвшимся одним из основателей АРФ «Дашнакцутюн». Покушение было совершено в мечети Йылдыз Константинополя 21 июля 1905 года. Подготовка к покушению проходила в Болгарии, планировалось взорвать Гамида в Софии. Но Микаэляну не суждено было осуществить свой план самолично — вместе со своим товарищем В. Кендиряном он взорвался во время пробного взрыва в горах Болгарии.

Тем не менее нашлись люди, которые продолжили работу Микаэляна. Исполнителем покушения стал некий Зарех — человек, который принимал участие в захвате Оттоманского банка в сентябре 1896 года. Теперь местом взрыва стала гамидовская мечеть Йылдыз — Абдул Гамид каждую пятницу приходил в одно и то же время в мечеть и молился. Планировалось оставить бомбу на выходе из мечети, чтобы она взорвалась, когда Гамид покидал мечеть.
Бомба находилась в карете (по другим данным заминировали автомобиль), которую Зарех подвез к мечети. Таймер был поставлен на 42 секунды, но Гамид задержался (из-за разговором с Шейх Уль-Исламом). Взрывом было убито много людей, включая и самого Зареха.

Карикатуры на султана стала одной из примет европейской прессы того времени.

При больших усилиях доктора исторических наук, директора Музея-института геноцида армян при Национальной академии наук Армении Айка Демояна в 2016 году вышел сборник материалов “Геноцид армян на первых полосах мировой прессы”. Он посвящен «культуре насилия» в Османской империи в отношении армян и других народов. Автором собрана коллекция ранее практически неизвестных широкой общественности материалов из английской, французской, американской, итальянской, русской, австрийской, чешской, немецкой и норвежской прессы. Здесь есть и политическая карикатура, изображающая Абдул Гамида II с орденом Почетного легиона во французском сатирическом журнале L’Assiette au Beurre.

Борьба с Абдул-Гамидом на время объединила младотурков и армян Османской империи. Вместе они были в оппозиции с 1895 году по 1912 год.

Как пишет Раймон Кеворкян в труде «Геноцид армян. Полная история»: «Наиболее активная оппозиция происходила из рядов государственных должностных лиц, гражданских и военных, принадлежавших к доминирующей группе. Историки отмечают, что сама идея оппозиционности по отношению в суверену-халифу была совершенно чужда мусульманским массам. При Абдул-Гамиде простого подозрения было достаточно, чтобы быть сосланным в отдаленные провинции империи, например, в Йемен или восточные провинции Малой Азии. И в самом деле, болезненная подозрительность султана, которую неоднократно подчеркивали современники, на протяжении всех тридцати лет его царствования постоянно вербовала новых членов в ряды его оппозиции. Представители османской элиты, получившие образование по одной и то же модернистской модели, иногда оказывались в оппозиции просто потому, что впали в немилость, даже не имея существенных несогласий с режимом».

Как мы видим, после июльской революции в 1908 году в стране начал формироваться новый идеологический фанатизм. После подавления младотурками мятежа 27 апреля 1909 года султан Абдул Гамид II был низложен и арестован. До 1912 он содержался под стражей в Салониках, затем был перевезен в Константинополь, где умер в заключении. А представителей Османской династии новые власти выслали из страны.

На горе Витоша в Болгарии от динамитных опытов один из основателей партии Дашнакцутюн, воспитанник Петровской Академии Христофор Микаэльян, примыкавший раньше к Народной Воле, - на этой горе он подготовлял покушение на Абдул-Гамида. Фото plantwatching.com

Как пишет Раймон Кеворкян: «И солдаты, и султан обязаны были принимать присягу на верность не конституционному строю, а Комитету. Кроме того, школьники обязаны были знать наизусть военный гимн КЕП, первые слова которого звучат так: «О, славная, великая, уважаемая организация/Твое имя и известность – это гордость нации»; его текст, скорее всего был сочинен одним из лидеров Иттихада. Более того, клятва, которую должны были принимать новые члены КЕП, включала, кроме всего прочего, фразу, отражающую всю концепцию его политической борьбы: «Я клянусь – говорилось в клятве, - убить … любого, кто борется против (Комитета), своими собственными руками». Еще немного, и нож этой клятвы обрушится на армянский народ. 
Итак, что кроется за словами Чавушоглу о намерении последовать курсу кровавого султана?

Лозунг этот, не смотря на свою расплывчатость, сегодня в большей мере несет угрозы не армянскому миру прежде всего, хотя то, что происходило в Алеппо в армянских кварталах в сирийскую войну в том числе и благодаря участию турецких наемников, можно считать продолжением геноцидальной политики Гамида.

Газета армян  Турции пишет о том, что дело о гибели Гранта Динка перенесено на 12 марта 

Пункт «болезненная подозрительность султана» в полной мере ощущает турецкая оппозиция: политологи, журналисты, писатели. Как пишет ИА «Фергана»: «Турецкая организация «Инициатива свободных журналистов» сообщает, что в октябре в республике было начато тридцать одно расследование в отношении сотрудников СМИ. Правда, турецкое руководство преследований журналистов не признает. Оно утверждает, что никто из сидящих в тюрьме не попал туда за свою профессиональную деятельность. Более того, власти заявляют, что все обвиняемые – террористы или их пособники». 
Итак, армяне вынуждены в этом чудовищном историческом круговороте быть не только под угрозой новейшей диктатуры Эрдогана. Армяне, как и говорил Раймон Кеворкян, несут гуманитарную миссию, напоминая не только о своей трагедии, но и о свершившихся и будущих потенциальных массовых истреблениях. Также они служат «звеном», объединяющим сегодня представителей той части турецкого общества, которая не приемлет «подвиги» и «славу» Абдул-Гамида, младотурков, Ата-Тюрка, также уничтожавший христиан. 
33 % турков в возрасте от 18 до 40 лет признают фальсификации в армянском вопросе.