Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Чем удивляют современные армянские мультипликаторы

Армянским мультипликаторам давно пора на международный экран! Увы, мы вкладываем деньги во что угодно, кроме того, что может принести реальное признание. Это настоящее национальное бедствие: армяне не умеют оценивать собственные сокровища. По нашей оценке, мультипликация — именно то направление, которое перспективно для вложений и оправдает государственную поддержку. Сегодня мы расскажем о трех мастерах, задающий тон современной мультипликации в Армении.


Айк Саядян

Произведения Айка — ожившие картины, они созданы для созерцания. В какой-то момент у зрителя может создаться впечатление, что он видит сон, а не смотрит мультфильм. Родился Айк в маленьком городке Вайк, расположенном в живописном уголке Армении. Созерцание горных вершин отразилось на том, как художник видит красоту: образы Саядяна теплые и одновременно величественные.

Айк Саядян

Работы мультипликатора отмечены любовью зрителей и вниманием критиков. И не только в Армении: в 2011 году Саядян получил награду от президента Греции за фильм по мотивам произведений греческого писателя Никоса Казандзакиса. Конкурс был международный, участвовал весь Понтос — греческая диаспора. Армянские мультипликаторы были признаны лучшими. Да, у Саядяна греческие корни, да еще какие — он потомок самого Георгия Гурджиева. Именно ему посвящен фильм «Сон моего дедушки».

Последнее произведение Саядяна и вовсе невероятно — это акварельный анимационный фильм «Момик», рассказывающий о средневековом архитекторе и художнике, который жил в XIII-XIV веках. Производство, конечно, трудоемкое — акварель вообще капризный материал, не только в анимации. Но результат того стоит: трогательная история Момика обещает стать эстетической вершиной современной армянской мультипликации.

Несмотря на фантастические сюжеты, работы Саядяна в каком-то смысле имеют и документальный характер. Своих персонажей Айк, подобно Григору Ханджяну, «срисовывает» со своих родных и близких, часто с известных современников.

Удастся ли Армении показать это сокровище миру, пока неизвестно, очевидно одно: в наши дни Айк создает новый мир, целый культурный пласт, которому будут подражать последующие мастера.

Трейлер мультфильма «Момик»

Мультфильм, посвященный Казандзакису


Юрий (Юбик) и Наира Мурадяны

Супруги Мурадяны работали вместе над всеми своими мультфильмами. Это «Вардавар» (1989), «В тихой долине дома» (1991) по Уильяму Сарояну, «Армянские письмена» и самая известная работа — «Этот никто — я» (1994) по притче Аветика Исаакяна, в которой главный герой был срисован с Фрунзика Мкртчяна, озвучившего роль. Уже тогда появилась «мурадяновская» эстетика сна, фантазии, деликатность в рассказе о страшном.

Десять лет назад оборвалась жизнь Юрия. Тяжело переживая утрату, Наира решила, что лучший способ справиться с горем — продолжить их общее дело. И просто стала больше работать.

Наира (в центре) и Юбик с подругой

Лучшей своей работой Наира считает «Балет», о чем часто говорит в интервью. История семейного конфликта, рассказанная от лица ребенка, очень точно передает эмоции, страхи и переживания, она естественна и многим понятна. Очень трогательная и светлая работа «Как-то раз однажды», снятая в 2012 году, повествует о поездке к бабушке в деревню и очень деликатно передает чувство утраты.

Произведения Наиры Мурадян идеально подходят для терапии детских переживаний. Впрочем, взрослым они тоже будут интересны. Все анимированные клипы барда Рубена Ахвердяна также снимала Наира. Сегодня уже трудно представить себе песни Ахвердяна без мурадяновских персонажей. Художница часто обращается к армянской литературе. Так, она экранизировала «Старых богов» Левона Шанта, взяв за основу знаменитый в прошлом фрагмент, зачитанный Ваграмом Папазяном, создала живую иллюстрацию к стихотворению Егише Чаренца «Ваш эмалевый профиль».

Наира не только создает мультфильмы, она иллюстратор. Оформленные ею книги известны даже за пределами Армении: например, последнее издание популярного в России романа «Дом, в котором» Мариам Петросян. Визуальный мир, созданный Наирой, един и целостен. Это мир-сновидение, с историями, понятными зрителю даже без диалогов.

Художница уверена, что армянская анимация может иметь хорошее будущее и даже способна занять свое место на международной арене: есть школа, есть традиции визуального искусства, есть молодое талантливое поколение. Но чтобы мультипликацию Армению признали в мире, необходима последовательная непрерывная работа.

«Ваш эмалевый профиль» (Наира Мурадян)

«Балет» считается лучшей работой Наиры Мурадян

«Вардавар» (Юбик и Наира Мурадян)


Давид Саакянц и большая дружная семья

Давид — самый известный из современных мультипликаторов Армении, представитель большого и знаменитого семейства, сын мультипликаторов Роберта и Людмилы Саакянц. Соответствовать высоко заданной планке непросто, но Давид Робертович старается. Он возглавляет семейное дело, Sahakyants Animation Studio, — студию, которая занимается производством мультфильмов, обучающих программ, анимированной рекламы и музыкальных клипов, а также готовит новые кадры. В 2014 году студия выпустила третий полнометражный мультфильм, снятый в Армении, — «Анаит». (Первый — «Волшебный ковер», был снят в 1948 году Львом Атамановым; второй, «Сасна црер», — в 2010 году Арманом Манаряном.)

Давид Саакянц

Наследников часто обвиняют в том, что марка стала слишком коммерческой. Студия принимает государственные заказы, выпускает продукцию, востребованную в диаспоре. Но мультипликация в принципе затратна в производстве, и не каждый мастер может создать себе возможность заниматься творчеством самостоятельно, без спонсоров. Давид с этой задачей справляется. С сожалением нужно отметить, что творческие его работы менее известны, хотелось бы, чтобы эта ситуация изменилась, ведь Давид в первую очередь прекрасный художник. Пример тому — графические работы, которыми он делится в соцсетях. Его младший брат Айк предпочитает работать в 3D, причем с большим успехом: его работа «Квантовый скачок» завоевала внимание критиков. Как и отец, Давид не скрывает своих политических взглядов и уверенно плывет против течения, осознавая, что не найдет поддержки среди своих товарищей. Даже встретив осуждение, не останавливается — такова натура.

Дети Саакянца хранят заложенные Робертом традиции и делают все, чтобы держать марку. Студия сделала своим символом знаменитого Лиса, появившегося на экранах в начале 1970-х и произведшего фурор не только в Советской Армении, но и далеко за ее пределами. Кроме того, Давид в своих работах сохранил главную особенность семейного стиля — он, как и родители, вписывает в кадр едва заметные при первом просмотре детали. Если в советских мультфильмах это оставалось чистым искусством, то в наше время, когда каждый зритель может нажать на «стоп» и рассмотреть кадр внимательнее, сюрприз от режиссера приобрел совсем иной смысл.

«Армянский флаг», ролик для телевидения

Мультфильм Айка Саакянца «Квантовый скачок»

Отрывок из мультфильма «Анаит»

Нарине Эйрамджянц