От «Леблебиджи» до «Каринэ»: история одной оперетты Тиграна Чухаджяна
Становление и развитие армянского музыкального театра неразрывно связано с творчеством Тиграна Чухаджяна, основоположника армянского оперного искусства. Написанная им в 1868 году опера «Аршак II» заложила основы национальной оперной классики.
Тигран Чухаджян — армянский композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог. Он одним из первых армянских композиторов отправился в Европу для совершенствования своих познаний в теории музыки. В 1862–1864 годах совершенствовался в Милане, где большое влияние на него оказала музыка Джузеппе Верди.
В своей работе Чухаджян пытался соединить особенности восточной музыки с достижениями европейской музыкальной культуры. Так, в опере «Аршак II» композитор опирался на бытующий в Константинополе городской музыкальный фольклор, особенно на музыку армянских национально-патриотических песен, соединив ее с достижениями итальянской романтической оперы.
Тигран Чухаджян участвовал в организации общедоступных концертов и лекций, был руководителем одной из театральных армянских трупп в Константинополе. Чухаджян стоял у истоков первого армянского музыкального театра в Западной Армении, став в то же время основателем музыкального театра как в Турции, так и на всём Ближнем Востоке.
Оперетта «Леблебиджи Ор-Ор-ага» («Продавец гороха») — одно из самых известных произведений Тиграна Чухаджяна. Премьера состоялась 17 ноября 1875 года в Константинополе. Дабы обойти цензуру, впервые оперетта была исполнена на турецком языке, хотя ее либретто (автор Тагвор Налян) было переведено на армянский язык еще при жизни Чухаджяна. Первая же постановка принесла оперетте огромный успех. В начале XX века ее перевели на греческий и немецкий языки. «Леблебиджи» была представлена на разных сценах Франции, Египта и стран Ближнего Востока.
«Леблебеджи» сочетает в себе черты бытовой комедии с социальной сатирой на буржуазно-аристократическое общество XIX века: в основе лежит конфликт между бедняком, продавцом гороха, и богачом Хуршуд-беем.
В Армении оперетта «Леблебиджи Ор-Ор-ага» впервые была поставлена в 1943 году. Тогда же она приобрела и другое название — «Каринэ». Были переименованы имена главных героев, кроме Ор-Ор-аги. Советский музыковед, доктор искусствоведения Георгий Тигранов в книге «Армянский музыкальный театр» пишет: «В постановках театра оперы и балета им. Спендиарова, а также в Ереванском театре музыкальной комедии действие перенесено в армянский город, имена некоторых действующих лиц заменены: вместо Фатинэ фигурирует бедная армянская девушка Карине, а вместо Хуршуд-бея — богатый армянин Армен».
В 1967 году режиссер Армен Манарян, известный своим короткометражным фильмом «Тжвжик», берется экранизировать оперетту Чухаджяна. Вокальные партии главных героев фильма «Каринэ» исполняли Гоар Гаспарян и Тигран Левонян. Фильм насыщен национальным колоритом константинопольских армян, представляется как веселая и живая комедия-буфф. В 1969-м в студии киноактера «Мосфильм» фильм был дублирован на русский язык.
На выход фильма «Каринэ» отозвался сценарист Василий Сухаревич в «Спутнике кинозрителя».
Всем, кто любит музыкальную комедию, водевильную легкость игры, лукавое изящество танцев, тонкий юмор диалогов, я рекомендую посмотреть фильм «Каринэ».
Сюжет комедии и пересказывать незачем — он опереточный и, стало быть, включает в себя все, что положено: две влюбленные пары, переодевания, похищения, недоразумения, ошибки заблуждающихся простаков и просчеты мнимо ловких жуликов. Традиции жанра соблюдены не только в построении, но и в исполнении. Как только появляется на экране героиня, вы сразу поверите, что не напрасно Каринэ хотят залучить в звезды своего театра молодые люди Армен и Маркар, она — красавица. И без ее голоса не получится спектакля, ведь вокальные партии Каринэ поет сама Гоар Гаспарян. Так и распределены все роли: молодых героев играют молодые и очень обаятельные люди, а их вокальные партии, с непостижимым мастерством меняя тембр голоса, исполняет Тигран Левонян. Выходит, лучшие артистические силы солнечной Армении объединились, чтобы показать веселую и живую, озаренную прелестным национальным колоритом комедию-буфф, в которой одинаково сильны и лирические, и комические сцены. В этом вы убедитесь, увидев А. Каджворяна в роли торговца горохом Ор-Ор (его вокальную партию исполняет Д. Погосян).
Было бы несправедливо не отметить и еще одну силу, много сделавшую для того, чтобы «Каринэ» имела успех повсюду. Студия киноактера «Мосфильм» бережно и чутко дублировала фильм на русский язык, так что я, признаться, не узнал давно знакомых голосов С. Мартинсона, Н. Агаповой, В. Балашова. И здесь искусство перевоплощения служит тому, чтоб достойно представить зрителям не всем известных актеров, а живые образы талантливого произведения армянских мастеров.
Василий Сухаревич
«Спутник кинозрителя», март 1969 года
Источники:
1. Анна Асатрян. Музыкальный театр Тиграна Чухаджяна.
Возникновение и первый этап развития армянского оперного искусства ǁ hpj.asj-oa.am.
2. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990.
3. Музыкальная энциклопедия в 6 т., 1973–1982.
4. Чухаджян Тигран ǁ classon.ru.
5. Арсен Амбарцумов. «Опера Тиграна Чухаджяна «Леблебиджи Ор-Ор-ага» в экранизации Армана Манаряна» ǁ kantegh.asj-oa.am.
6. КАРИНЭ (1967) ǁ kino-teatr.ru.