Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянская женщина и молчание

О чистоте, красоте, мудрости и верности армянских женщин в нашем обществе говорят постоянно. Зато о трудностях и проблемах все привычно молчат, как будто замалчивание способно каким-то образом вывести из кризиса. Так поступают дети — прячут голову под одеяло или даже просто закрывают глаза: не вижу — не боюсь.

Г.Г. Гагарин. Эриванские армяне (вт.п. XIX в.) | peopleofar.com

Если быть до конца откровенными, то в нашем обществе всегда игнорировалась взрослая жизнь. Точнее, жизнь взрослых женщин. Все беседы с молодежью обычно ограничиваются отношениями со свекровью, что важно и нужно, рецептом правильной долмы и адресом лучшего в городе стилиста. А жизнь идет своим чередом. Общество живет так, как будто не бывает никаких жизненных сложностей, как будто семья — это железно утвержденный стандарт, с которым ничего не может стрястись, а если что-то происходит, то мы — вот спасение — просто не говорим об этом ничего.

Какие темы были запретными в начале ХХ века? Об изнасилованиях. Впрочем, нужно ли об этом говорить? О насилии не принято высказываться ни в каком обществе. Публичность еще больше травмирует прошедших такое страшное испытание. Но если смотреть на ситуацию реально — куда пойдет девушка со своей бедой? В начале ХХ века жертв было очень много, возможно, их спасало некое безмолвное взаимопонимание. Хорошо. А куда могла обратиться еще не так давно молодая красивая девушка из Эчмиадзина, стонущего под игом «генерала» Манвела? Ведь она даже не могла написать заявление. Скорее всего, факт был бы скрыт от семьи — из-за страха за родных. Подумайте на секунду, сколько у нас девушек, у которых нет и по сей день возможности получить психологическую поддержку. Как они живут с тем страхом и ужасом, который пережили? Неужели молчание отменяет их травмы?

Сегодня вся республика надеется, что наступившие перемены отменят такое тяжелое испытание, как хопан, измучившее и мужчин, и женщин. Хопан — трудовая миграция. Двадцать пять лет испытаний. Двадцать пять лет разъединенных семей. Как это было? Молодые родители оставляли малышей родителям и отправлялись работать в другие страны, чтобы вся семья могла прокормиться. Иногда, и очень часто, женщина оставалась в Армении, а работать уезжал муж. Помните юмористическую серию про семью Чагарянов? Муж годами ждет, когда у него родится сын. И вот наконец рождается долгожданный мальчик. Но чтобы прокормить большую семью, счастливому папе приходится покинуть Армению и уехать на заработки в Россию, где у него заводится другая семья. Что обычно говорят женщинам, несущим на себе это бремя? Их называют героинями, возвеличивают, но что толку в этих прекрасных словах?

А девушки, выданные замуж в никуда, как в XIII веке? Приезжает такая маман в Армению в поисках хорошей девушки, радостные родители выдают дочь за границу, надеясь, что хоть она нормально проживет свою жизнь. И вот счастливая невеста, которой обзавидовались все подружки, едет навстречу новой жизни. Хорошо, если в комфортную собственную квартиру. А если в грязную съемную, со сломанными дверями и странными соседями? Ладно, если и в не лучшую квартиру, но в нормальную семью. А сколько таких девушек попадали к мужьям, у которых была своя давно состоявшаяся жизнь, не нравившаяся родителям?

А взрослые женщины, рожающие без мужа? Тут ведь иногда доходит до смешного. Женщину после тридцати, рожающую «для себя», в нашем обществе назовут героиней, выполняющей свой материнский долг, и наградят еще парой пышных титулов. Она будет ходить с гордо поднятой головой. Ровно до того момента, пока кто-то не поймет, что ребенок — плод любви, а не королевского одолжения некоего доброго и обязательно женатого мужчины. Вот тогда все проклятия обрушатся на ее голову. Даже если он не женат, а просто по какой-то причине живет отдельно.

По сей день есть в Армении молодые женщины, на плечах которых держится вся семья — и чаще это семья мужа. Встречали такую ситуацию: подходящей работы для такого прекрасного человека нет, мама его уже в возрасте, папа такой же прекрасный человек. И молодая невестка сутками напролет стрижет капризных клиенток, моет полы, печет в ресторане, чтобы вечером прийти домой, сварить обед на всю семью, выслушать выговор от свекрови за нескромный внешний вид и утром на рассвете отправиться на работу. И женщины не смеют уйти, потому что родители, как правило, не поддерживают их. Они призывают не разрушать ячейку общества во имя наших традиций. И никто, никто не может вспомнить традицию, по которой кормить семью должна невестка.

А сколько в нашем обществе женщин лет шестидесяти, которые пережили утрату кормильца! Знаете, что в этом ужасного для дам их поколения? А то, что очень немногие из них работали. Не условно, не для себя, а по-настоящему. Ведь жена настоящего мужчины редко убеждала мужа в необходимости работать. И если вдруг случалось непоправимое, ей предстояло, как подростку, учиться взрослой жизни. Ведь для многих даже вызов сантехника — большой стресс. В старину женщина тоже вполне могла заменить мужчину — править плугом, рубить дрова, стрелять. Сегодня рубить дрова не всегда нужно, в современном обществе все вопросы решаются через коммуникации. А для этого нужно выползать из скорлупы, общаться. Все эти женщины молчат. Кто-то считает нормальной свою жизнь, кто-то не видит перспектив, кто-то боится перемен, даже имея хорошую профессию.

В обществе всегда важны одни и те же вопросы: продовольствие, охрана материнства и детства, обучение профессиям. Но жизнь идет вперед, меняются условия, в которых живет человек. Наша задача понимать, что правило, обеспечившее безопасность в одной ситуации, может оказаться бесполезным, а то и вредным в других реалиях. Раньше женщина была обязана уметь заготавливать запасы еды на зиму, и это было также важно, как традиционно мужские занятия — выпас животных, покос травы. Женский и мужской труды обеспечивали жизнь семьи на равных. Сегодня, когда консервированные продукты изготавливаются на заводах и нет нужды самим ткать одежду, жизнь изменилась, и мы должны поспеть за ней, сохранять любовь и уважение к тем, кто нас окружает, слышать их живые нужды.

Карине Котанджян