Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Начало эры звука в советском и армянском кино

Продолжаем исследовать фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Сегодня поговорим о том, как в 1930-е годы началась эпоха звукового кино: на уровне всего СССР и конкретно в Армянской ССР.  

«А мы сидим, брякаем на роялях»: Халепский изучает киноиндустрию США

Итак, дело «О мероприятиях по организации производства звуковых фильмов в СССР», которое велось Кинокомитетом при Совнаркоме Союза ССР с 30 мая 1929 по 24 января 1930 года.

К маю 1929 года созрела готовность Кинокомитета начать исследования по организации звукового кино в США и Европе. Начальник военно-технического отдела Управления РККА тов. Иннокентий Андреевич Халепский под грифом «секретно» пишет донесение в политуправление РККА из Америки. Этому государственному деятелю, наркому связи выпала та же горькая судьба, что и многим современникам.

Сын еврейского портного, участник боев с белогвардейцами и белочехами на Урале, талантливый организатор отраслевых хозяйств, он был расстрелян в 1937 году. За 8 лет до этой трагедии Халепскому удалось подробно ознакомиться с громкоговорящим кино в Нью-Йорке, где оно давно вышло из лабораторий и было использовано во время президентских выборов. Республиканцы и демократы истратили на агитацию 12 миллионов долларов, из них 9 — на кино и радиотехнические средства.

Использовалось звуковое кино в США и для военных нужд при выпуске картин для вербовки солдат. Особый упор, отмечает Халепский, делается на обучение военных частей в авиации, морского дела и артиллерии. Плохо одно — громкоговорящее кино вытесняет из кинотеатров симфонические оркестры, из-за чего образовалась целая армия безработных музыкантов. Из Америки Халепский пишет и Тресту Слабого Тока в Ленинград, так как его лаборатории занимались изобретением устройств для звукового кино. Халепский настаивает, что Трест должен ставить вопрос перед соответствующими инстанциями «дабы и у нас наиболее быстрым темпом сдвинуть этот вопрос с мертвой точки».

Обстоятельства располагают: радиопромышленность и развитие кино в СССР набирают обороты. Американцев приглашают выступить в роли консультантов.

К тому времени (т.е. к 1928 году) мэтры Эйзенштейн, Пудовкин и Александров издают Манифест о будущем звуковых фильмов. Один из важных принципов — «первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами», т.е. основным способом творческого использования звука в кинематографе — всех трех его видов: диалога, шумов и музыки — должен быть отказ от синхронности.

Однако, за редкими нерешительными исключениями, не делавшими погоды в тогдашнем кинопроцессе, кинематограф 1930-х сосредоточился прежде всего на изучении разнообразных вариантов совпадения (или, осторожнее говоря, неконтрастирующего сочетания) изображения и звука.

Но не все были готовы способствовать передовому делу. Идеям Халепского мешают председатель Совкино Кирилл Шведчиков и руководство ВУФКА, которые считают, что в Союзе еще не наступило время заниматься так называемым «фотофоном». Халепский не отступает: «В любом американском городе, в мало-мальски приличном кинотеатре, не говоря о таких театрах, как Роха, Порамонт, Капитол и прочие, на Бродвее, всюду почти фотофон заменил оркестр. А для нас, видите ли, несовершенно, мы сидим и брякаем на роялях, даже в наших столицах».

Первые опыты СССР в звуковом кино и «звуковая пятерка»

Выписка из протокола заседания в июне 1929 года Совнаркома как первая ласточка: из резервного фонда СНК (Совета народных комиссаров) в распоряжение Кинокомитета на развитие опытов по звуковому кино уходят первые 100 тысяч рублей.

В это время инженер Павел Григорьевич Тагер создает проекционный аппарат для записи звука. Помогает ему Александр Григорьевич Шорин. Вскоре в СССР приступают к съемкам звукового кино. Единственное неудобство — это будка, в которую помещается аппарат, потому что он слишком шумный. Западные аналоги работают без шума, но их закупка слишком дорога. К тому же отечественная аппаратура еще только приспособлялась к павильонам. Невысокое качество было и у советских лампочек, приходилось пользоваться и американскими динамическими громкоговорителями.

К празднованию Великого Октября все в том же 1929 году разрабатывается два усовершенствованных аппарата — для Москвы и Ленинграда. Остальные должны были дать в декабре. С мая прошло всего несколько месяцев — а киноиндустрия уже работает в новом режиме. Но проблем еще очень много: нет ни производственных площадей для станков, ни квалифицированных сил. Страна изыскивает возможности посылать механиков и операторов за границу. Некоторых, скажем, на полгода в Германию, выделяя по 200$ в месяц на проживание.

8 и 9 августа 1929 года уже по инициативе Совкино (как изменилась позиция Шведчикова, который увлекся новшествами!) работало совещания киноорганизаций СССР, на которой присутствовали Межлабпомфильм, ВУФКУ, Белгоскино, АРК, Госкинопром Грузии, Арменкино и другие организации. Было решено начать исследовательские работы по звуковому кино вместе, а для этого создать комиссию, так называемую «звуковую пятерку», в которую попадут пять человек: по одному из Совкино, Межлабпом-фильма, ВУФКУ, Белгоскино, а также представитель от Закавказья. На это выделили 500 тысяч рублей, распределять эти средства предполагалось по принципу прокатной мощности. Также организуются курсы для 50 человек, из которых 10 человек составляли звукоооператоры.

Важно отметить, что в это время закладываются основные жанры отечественного кино: игровые, хроника, культурфильмы, звуковые мультфильмы. В создании культурфильмов подчеркивается живое слово — лектора за кадром или участника внутри кадра. На первых порах это был один из инструментов борьбы с неграмотностью. Первой советской художественной звуковой картиной была «Путевка в жизнь» (1931) режиссера Николая Экка.


Лидером по производству звуковых картин стала Украина. Кстати, мощный опыт украинского кино предопределил связь с ним армянского — через ученика режиссера Игоря Савченко Сергея Параджанова (ВГИК). Сергей Иосифович интуитивно выходил на те же художественные решения, что и Александр Довженко. Совпадение поэтик было так сильно, что на госэкзамене комиссия вменяла Параджанову вину в подражательстве. А ведь он, снимая своего «Андриеша», не видел фильма Довженко «Звенигора» (1927 года). В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе фильм «Земля» А. Довженко был назван среди 12 лучших картин всех времен и народов. 1960-е годы считаются подлинным расцветом украинского «поэтического кино». Позже свои судьбы с Украиной связали режиссеры Роман Балаян и еще один тбилисец Игорь Апасян.

Итак, в 1930-е к звуковому кино подключается еще одна структура — АРРК — Ассоциация работников революционной кинематографии, созданная летом 1924 года, при ней экспертная группа по изучению звукового кино. В нее из 150 членов АРРК попадают 35 мастеров. Среди них — Иван Пырьев, Николай Охлопков, Григорий Александров, Борис Барнет, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм, армяне Егиазаров и Джамгарьян, латыш Эдуард Тиссэ.

Ведущие советские ученые проводят для режиссеров цикл лекций — среди них профессора Н.А. Гарбузов, С.Я. Лифшиц, музыковед С.А. Богуславский. Темы — от физических до музыковедческих: тут и звук в открытом и закрытом месте; запись звука на цилиндре, диске, звук в фильме; технический шумовой монтаж; архитектоника музыкального произведения; первобытный синкретизм. Выступал иной раз и нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский (до сентября 1929). Был на этих совещаниях и представитель Арменкино.

В годы первой пятилетки (1928-1932) СССР начал превращаться не только из аграрной страны в индустриальную, но и мало-помалу в кинодержаву. Расширяется киносеть в городах, строятся новые кинотеатры, монтируются установки в клубах. Этому способствовали не только политико-культурные факторы, но и экономические. «Заграница не хочет делиться с нами своим производственным опытом, не хочет продавать нам техническую аппаратуру, а лишь сдает ее в пользование на кабальных условиях… Мы можем надеяться только на себя», — говорится в одном отчете АРРК. При этом не будем забывать, что многие процессы курирует созданная в 1922 году советско-американская корпорация «Амкино», которая занималась кинообменом между СССР и США и организовала ряд двухсторонних поездок. И все же СССР очень сильно отставал по развитию киноинфраструктуры, например, по числу кинотеатров.

Франция в 1928 году произвела 110 фильмов! Ее доля на мировом рынке (весь около 600 картин) составляла 40%, остальное производила Америка. Германия в период 1928-1929 годов сняла 204 фильма. Англия — больше 100, хотя английское кино по техническому состоянию было слабым. Италия произвела 25 картин. В те годы Европа отчаянно сопротивлялась экспансии американского кино, вводя квоты. И все же Старый свет проигрывал, причины — раздробленность кинопроизводства, незначительность киносети, американские патенты.

Пэпо, Каро и другие: начало триумфального шествия «Арменфильма»

Первый звуковой армянский фильм «Пэпо» был снят только в 1935 году режиссером Амо Бек-Назаряном по пьесе Габриэла Сундукяна (оператор Дмитрий Фельдман). Через два года на «Арменфильме» выходят две ленты, «Каро» и «Зангезур», с музыкой Арама Хачатуряна. Армянское кино так и не зацепила волна модернизма (если не считать Параджанова). В Армении снимали национально-исторические драмы, потом и приключенческие, лирические фильмы, притчи, среди которых любимой до сих пор остается лента 1969 года Генриха Маляна «Мы и наши горы».

Источник:

Дело «О мероприятиях по организации производства звуковых фильмов в СССР», которое велось Кинокомитетом при Совнаркоме Союза ССР с 30 мая 1929-24 января 1930 гг. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ. Ф. Р-7816. Оп. 1. Д. 9)

Валерия Олюнина