Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Чик Дамадиан. Румынский юмор с армянским акцентом

 Армянские фамилии в списках участников международных фестивалей юмора сегодня встречаются часто. Но раньше их было не столь много. Был француз Овив – наш Рене Овивян, печатавшийся в начале 60-х годов в “Возни”, “Огоньке”, “Московских новостях”, а потом уехавший под сень парижских каштанов. Болгарин Ишхан Никохосян – самобытный талантливый карикатурист, приверженец карикатуры философской. Но, пожалуй, самым известным в мире и титулованным был румын Чик Дамадиан.

 Он родился 6 августа 1919 года в румынском городе Констанце. После окончания начальных классов  поступил в среднюю школу “ Mircea cel Bătrân”, но проучился всего два года. Его дядя Арам Дамадян, отправляет своего племянника в Лицей армянских мхитаристов “Мурад Рафаелян” в Венеции. Затем была учеба в Риме, в Академии художеств, где он обучался  графике и скульптуре.

Но началась Вторая Мировая война, и Дамадиан вынужден был вернуться на родину.  Был призван в армию. В 1942 году он представил на суд зрителей экспозицию своих  графических шаржей на военных чинов. После войны занимался ваянием, но недолго. В 1946 году открыл небольшую, (и как он сам говорил, к счастью последнюю), выставку своих  скульптурных работ. Увлечение в студенческие годы карикатурой, в конце концов, одержало верх над возней с глиной и гипсом.

С 1947 года рисунки Дамадиана постоянно появляются в журналах “Rampa” и “România Liberă”. В начале пятидесятых годов он заведует кафедрой рисования Института кинематографии. Чик пробует себя в разных жанрах: карикатура, пейзаж, книжная иллюстрация, сценография и даже мультипликация.

Постепенно у художника выработался свой стиль, в котором чувствуется влияние его знаменитого соотечественника - американца румынского происхождения Сола Стейнберга. Однако в графических работах художника, в его умении одной линией, точным абрисом обозначить фигуру, объем нетрудно уловить почерк  скульптора.

В 1958-59 годах прошли персональные выставки Дамадиана в городах Советского Союза, в том числе и в Ереване. Затем выставки в Бухаресте в 1964 году, в Осаке в 1966 году. А 1975-ый год запомнился сразу двумя выставками в Бухаресте и Ботошанах.

Его известность растет. Он становится участником международных фестивалей графического юмора в Монреале, Любляне, Кнокк-Хейсте, Сараево, Габрово. Удостаивается дипломов и призов. В 1966 году в итальянском городе Бордигера его рисунки отмечаются премией “Сан Ремо”, 1971 год приносит ему специальный приз на международном конкурсе в югославском городе Скопье.

Дамадиан был членом Союза художников Румынии, дважды удостаивался звания лауреата Государственной премии.

Легкий и точный дамадиановский штрих, тонкая наблюдательность и ироничный взгляд безошибочно узнаваемы.  Листая сегодня сборники его рисунков без слов, отмечаешь, что они со временем не потеряли свою прелесть.

Ему в общем-то повезло в жизни. Преданная жена, талантливые дети. Жена -- искусствовед, автор нескольких книг по истории и теории искусства.

Дочь Майя получила художественное образование, иллюстрировала книги. Сын Арам выбрал профессию архитектора. Правда, пример отца оказался заразительным. Увлекшись карикатурой, Арам завоевал за короткое время популярность и был удостоен ряда международных премий.

 

Вечером 4 марта 1977 года мощная волна сильнейшего Карпатского землетрясения прошлась по Бухаресту. Рухнули десятки домов, в том числе,  33 высотки. Погибло более 1400 человек. Семья Дамадианов чудом уцелела. Но под руинами его мастерской была похоронены огромная библиотека, более двух тысяч рукописей, зарисовок, графических листов, коллекция антикварных ваз и небольших статуй греческих и римских богов,  – плоды многолетней работы и поисков.

Тем не менее художник находит в себе силы и, собрав экспозицию видов Бухареста, не разрушенного, а привычного—мирного и жизнерадостного, открывает 20 мая в Арт-галерее Муниципалитета столицы выставку.  На лицах посетителей были слезы. Но это были слезы надежды, поскольку Чик сохранил для них утраченные уголки родного города. Эти городские пейзажи увидели свет в виде альбомов под названием “Бухарест”.

Потом он перестал рисовать карикатуры и выставляться, но его работы продолжали публиковаться в различных журналах и газетах, кочевать по странам и континентам с одной выставки на другую. Советские читатели были знакомы с творчеством художника, поскольку в киосках продавался румынский сатирический журнал “Урзика”, в котором рисунки Дамадиана составляли здоровую конкуренцию коллегам по  веселому цеху.

А румынские карикатуристы были очень сильной командой. Ион Попеску-Гопо, Михай Станеску, Константин Чиосу, Октавиан Боур, Помпилиу Думитреску, Леонте Настасе. И признанный классик жанра – Чик Дамадиан.

Ну а самого художника вдруг увлекла ориенталистика, изыскания в области архитектуры и искусства, и в частности – искусства армянского. Чик Дамадиан вступает в Бухарестское общество востоковедов, активно участвует в его работе, читает доклады. Что тут сыграло роль – трудно сказать. Возможно, возраст и ностальгия по исторической родине. В начале сентября 1978 года он приезжает в Ереван, чтобы принять участие во 2-ом Международном симпозиуме по армянскому искусству. В своем докладе на симпозиуме он, исследуя хачкар 1602 года из Старой Джуги, установленный в Святом Эчмиадзине озвучил, по мнению специалистов, интересную и утонченную трактовку образов хачкара и их числовых сочетаний с точки зрения средневековой герменевтики и нумерологии.

Тогда же нам с карикатуристом Юрием Акопяном довелось беседовать с ним.

- Маэстро, а что означает Чик? – в конце беседы спросили мы.

- Как что?! – искренне удивился он. –Ха-ха! Меня же зовут Хачик! Ха—Чик!

И он сделал двумя пальцами характерный жест, как бы отрезая ножницами первый слог.

Я протянул ему страницу из “Урзики” с его рисунками и попросил написать пару слов.

- Пару слов? — хитро улыбнулся он. – Пожалуйста.

И написал: “Без слов”. И подписал: “Хачик Дамадиан. 13 сентября 1978 г.”.

Он ушел из жизни в 1985 году и был похоронен на армянском кладбище в Бухаресте. А на память о нем у нас остались подаренные им альбомы и этот самый автограф.

 

Павел ДЖАНГИРОВ