Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Какой армянский альбом взял с собой доктор Гибарян в "Солярисе" Тарковского?

Армянский музей рассказывал о том, как попал на съемки фильма Андрея Тарковского "Солярис" (1972) Сос Саркисян. Актер писал потом об этом в книге воспоминаний "Разорванное время":

Этот альбом взял с собой в космос солярист доктор Гибарян

Фильм уже вышел на экраны, когда где-то в центральной печати на глаза мне попалась недовольная статейка за двумя подписями. Крайне не понравилось авторам мое в ленте присутствие: «В романе С. Лема персонаж по фамилии Гиб-Ариан отнюдь не армянин, непонятно, чего ради надо было превращать его в армянина и отправлять в космос...» Фраза задела меня за живое, я поделился обидой с Андреем.

«Великодержавная дурь, — сказал он, — плюнь и разотри. Мне нужен был армянин. Точка». 

Кстати, в романе Лема Кельвин видел негритянку в коридоре, она была двухметровой, в фильме же шла белая женщина в голубой тунике и действительно проходила в холодильную комнату, где лежал мертвый Гибарян под целлофаном. Эта девушка также появляется в предсмерном видео Гибаряна.

Тадей ванк, (Монастырь Святого Фаддея). армянский монастырь находящийся в провинции Иранa Западный Азербайджан, в районе Чалдоран (Шахрестан) вблизи г. Маку.

Итак, трагические кадры пленки доктора Гибаряна. Наш взгляд пытается остановиться на фотографии древнего армянского монастыря, на ней пепел и пистолет. Возможно, он здесь лишний: Кельвин узнаёт от Снаута, что Гибарян сделал себе укол смертельной дозы перностала, после чего спрятался в шкаф. Когда они с Сарториусом нашли Гибаряна, сердце его ещё билось, но дыхания уже не было. Это была агония. Философ Галина Зеленская подробно разбирает киноповествование, сравнивая его поэтапно с литературным первоисточником. 

Станислав Лем так описывает эту сцену:

— Так что же все-таки с Гибаряном? Его нет на Станции? Он куда-нибудь улетел?
— Нет, — ответил Снаут, глядя в угол, заставленный катушками кабеля. — Он никуда не полетел. И не полетит. Потому что он…
— Что? — спросил я. У меня снова как будто заложило уши, и я стал хуже слышать. Он холодно смотрел мне а глаза. По коже у меня побежали мурашки. Может быть, Снаут и был пьян, но он знал, что говорит.
— Но ведь не произошло же?
— Произошло.
— Несчастный случай?
Он кивнул. Он не только поддакивал, но одновременно изучал мою реакцию.
— Когда?
— Сегодня утром.


Удивительное дело, я не почувствовал потрясения. Весь этот обмен односложными вопросами и ответами успокоил меня, пожалуй, своей деловитостью. Мне казалось, что я уже понимаю поведение Снаута.
— Как это случилось?
— Устраивайся, разбери вещи и возвращайся сюда… Ну, скажем, через час».

Так, по мнению Галины Зеленской, Кельвин приходит к заключению, что это — не депрессия, не расстройство, а острый психоз. Паранойя. "Ничего подобного не случилось бы, если бы рядом с самоубийцей оказались друзья, которым можно доверить "неосознанное". 
 

Паоло Кунео, Адриано Алпаго-Новелло и Левон Геворкян

Итак, что же за альбом лежит на столе Гибаряна?  На этот вопрос отвечает журналист, киновед, автор публикаций Армянского музея Москвы Павел Джангиров. Этот альбом издал в Милане архитектор Адриано Алпаго Новелло в конце 60-х годов. Адриано очень хорошо знают в Армении. Еще бы, ведь он, архитектор по профессии, в 1968 году он основал «Центр исследований армянской средневековой архитектуры» в Миланском политехническом институте.

Был организатором выставки по средневековой армянской архитектуре, которая посетила несколько итальянских городов и более восемнадцати стран от Южной Америки до Ирана и Армении.

 

Павел Джангиров рассказывает: " Адриано Алпаго-Новелло неоднократно бывал в Армении и соседних странах-Турции, Армении. Издавал альбомы по армянской архитектуре. Я был одним из тех, кто был прикреплен к его группе для помощи в поездках и в обмерах. Долгое время переписывались". 

На фотографии - Тадей ванк, (Монастырь Святого Фаддея): армянский монастырь находящийся в провинции Иранa Западный Азербайджан, в районе Чалдоран (Шахрестан) вблизи г. Маку.