Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Разбор: как армяне и азербайджанцы второго поколения интегрированы в Москве

Журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» опубликовал исследование «Интеграция мигрантов второго поколения в Москве в возрасте 18–30 лет: первые результаты исследовательского проекта». Молодые социологи Евгений Варшавер, Анна Рочева и Наталия Иванова изучили типичные модели поведения армян и азербайджанцев второго поколения, проживающих в Москве.

Как и когда проводилось исследование? Можно ли ему верить?

Исследование проводилось в 2017 году. Работа велась по смешанной методологии: часть данных получили посредством глубинных интервью (структурированные заранее вопросы, ответы на которые при личной встрече занимают не менее двух часов), часть — используя интернет-опрос.

Исследование было проведено с соблюдением научных критериев. Защита промежуточных результатов успешно прошла в Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Оно достоверное, ему можно верить.

Кто в этом исследовании «второе поколение»?

Второе поколение мигрантов — это люди, окончившие московские школы, один или оба родителя которых — мигранты. Возраст респондентов: от 18 до 30 лет, это дети тех, кто приехал в Москву в период перестройки, во время или после развала СССР.

Зачем нужны такие исследования? Кто их заказывает?

Этносоциологическое исследование проводится Группой исследований миграции и этничности РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы).

Изучение второго поколения мигрантов началось в конце XIX века. На протяжении XX века тема оставалась востребованной. Социологи пытались ответить на вопрос о работе «плавильного котла» — ассимиляции представителей различных национальностей в единую американскую нацию. С каждым годом актуальность этих исследований растет: результаты используют не только для научного обоснования явлений, но и при разработке внутренней политики государства, градостроении, гармонизации межэтнических отношений и т.д.

Почему армяне и азербайджанцы? А где грузины?

Армяне и азербайджанцы стали основой первой волны миграции в Россию в 1990-х годах. Количество приезжих сопоставимо, чего не скажешь о грузинах. Их меньше, и миграционные потоки из Грузии имеют немного другую динамику.

Коротко о содержании исследования

  • Общая характеристика

Причины миграции схожи: это землетрясение в Спитаке, Нагорно-Карабахский конфликт, распад СССР и экономический кризис в Закавказье.

Многие семьи сразу же задались вопросом о получении российских паспортов. Однако не мало и тех, кто предполагал вернуться и намеренно не получал гражданство.

Мигранты знали русский в разной степени: в большинстве случаев или один родитель, или оба испытывали языковой барьер. Их дети — второе поколение — прошли обучение в российских школах и владеют русским на уровне своих сверстников. Родной язык они знают хуже, однако более половины опрошенных могут говорить на армянском или азербайджанском.

В большинстве случаев отец в семье — предприниматель, а мать — домохозяйка, воспитывающая детей и помогающая по мере необходимости мужу.

Фото: brilliancetutorials.com

  • Дошкольный и школьный периоды

В Москве не сложились точечные районы проживания мигрантов. Почти все семьи начинали жить в съемных квартирах ближе к работе или родственникам.

Девочек во двор пускали редко, мальчиков — чаще. Там происходило первое столкновение с детьми других национальностей. Иногда дети чувствовали межэтническую напряженность, так как в конце 90-х и начале 2000-х в городе были «скинхеды». В районе Бирюлево школьники-азербайджанцы на этой почве объединились и вместе отражали нападки, однако это нетипичное явление.

В школе большинство опрошенных сталкивались с притеснениями со стороны сверстников на национальной почве. В зависимости от наличия других кавказцев в классе, это столкновение могло иметь разовый характер или длиться годами.

Фото: tecnico.ulisboa.pt

  • Высшее образование

Абсолютное большинство представителей второго поколения армян и азербайджанцев получило высшее образование. Редкие исключения связаны с необходимостью зарабатывать.

Большинство училось на очном отделении. Это первая возможность открытого взаимодействия с представителями своей национальности без родительского надзора.

«Г., переехавший в Россию в дошкольном возрасте, окончивший районную школу в Москве и, по его словам, „обрусевший“, поступает в один из университетов и обнаруживает в группе из 30 человек 6–7 армян. Он сближается с ними, начинает общаться с армянами с других курсов и факультетов, становится активистом армянской организации, и находит в новых кругах модели поведения, которые когда-то наблюдал у отца. В результате он близко общается только с армянами, является одним из руководителей [армянской студенческой] организации и посредством участия в ней пытается „воспитывать“ армян вуза на основе традиционной морали».

Было определено 4 варианта взаимодействия: полное включение, избегание, сложное взаимодействие (нерегулярность) и использование инфраструктуры (посещение только интересующих точечных мероприятий).

  • Рынок труда

Большая часть работает на общем рынке, место не имеет национального преимущества. Меньшая работает на этнических работах — в национальных посольствах, общественных организациях. В редких случаях дети продолжают родительский бизнес.

  • Личная жизнь

Большинство опрошенных поздно вступают в брак. Чаще в семьях идет слом традиций, при котором можно жениться/выйти замуж за представителя/-ницу другой национальности.

  • Сценарии жизненного пути

У второго поколения выявлено три сценария жизненного пути.

При первом с детства в семье задаются жесткие рамки, обусловленные национальными традициями. При поступлении в университет юноша или девушка сторонятся общения с представителями своей национальности и входят во взрослую жизнь в отрыве от своих корней.

При втором сценарии в семье отсутствуют четкие традиционные установки. Попадая в университет, молодые люди тянутся к национальным объединениям, сами становятся носителями культуры в семье. Во взрослой жизни они также ориентируются на соответствие нормам и традициям своей страны.

При третьем, самом редком случае, гармоничное воспитание в национальной этике закладывается в семье, продолжается при учебе в школе, университете и затем в профессиональной деятельности.

  • Итоги

Армяне и азербайджанцы хорошо интегрированы в московское общество, зарабатывают также или больше своих сверстников. Важнейшую роль играют установки семьи и период социального взаимодействия в вузах.

С точки зрения этносоциологии, между мигрантами из Армении и Азербайджана нет большой разницы, сценарии их интеграции схожи.