Какие шедевры архитектуры удалось спасти Каро Алабяну во время реконструкции Ленинградского проспекта?
Армянский музей уже писал о том, что в Москве может появиться памятник советскому архитектору Каро Семеновичу Алабяну. Благодаря архитектору в 1950-е годы была реконструирована основная градообразующая ось района - Ленинградский проспект.
Как пишет synthart.livejournal.com, ссылаясь на российского архитектурного краеведа Дениса Ромодина, планировка и застройка этих мест неразрывно связаны с именем замечательного советского архитектора Каро Семеновича Алабяна. Именно он с 1949 года и до своей смерти в 1959-м руководил архитектурной мастерской Горпроекта (затем Моспроект), за которой был закреплен Ленинградский район. Тогда же был разработан проект планировки важного градостроительного узла на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Часть его была реализована, часть осталась в проекте, в том числе стройная башенка со шпилем, на месте которой в 60-е годы было выстроено здание Гидропроекта. Блогер Живого Журнала рассказывает о том, что в стороне от магистрали,
застроенной парадными зданиями в духе сталинского неоклассицизма, сохранилось множество фрагментов застройки разных эпох, начиная с 20-х годов. В Головановском пер. можно увидеть корпуса Всехсвятского студгородка (№ 6/21, корпуса 1-4). Он был построен в 1935 г. по проекту арх. Б. Гладкова, Б. Блохина, А. Зальцмана. По этому же проекту строились тогда студгородки в Анненгофской роще и на Студенческой ул. От студгородка во Всехсвятском сохранилось меньше половины построек: из 8-ми корпусов (6 жилых, выстроенных в ряд, и двух общественных, в виде буквы Н, стоявших чуть в стороне) уцелело лишь четыре.
На Часовой ул. в 30-е годы появляется комплекс Изогорододка «Всекохудожник». («Всекохудожник» - Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусств). Его проект относится к 1932 году и был выполнен арх. Г.П. Гольцем в неоренессансных формах. Строительство затянулось на все 30-е и не было завершено. В 36 г. вступила в строй первая очередь городка - скульптурный корпус, бронзолитейная, кузница, склады и пр. В 37 г. началось возведение зданий второй очереди строительства, в том числе пятиэтажного здания Изоучилища. С началом войны работы были приостановлены, а в 50-е годы, с роспуском Всекохудожника, корпуса передали другим организациям. Сейчас здесь располагаются НПО «Радий» и Институт математического моделирования. От былого великолепия осталось немного. С улицы можно наблюдать лишь сильно перестроенное здание Изоучилища (Балтийская, 14). Во дворе сохранился скульптурный корпус.
На правой стороне Ленинградского проспекта, в самом его конце располагается НПО «Алмаз» (№ 80). Это предприятие занималось разработкой зенитных ракетных комплексов и систем противовоздушной обороны. Его главное здание, выходящее на проспект, оформлено особо торжественно.
Армянский музей Москвы дополняет рассказы московских краеведов. Благодаря Каро Алабяну не был разрушен Храм Всех Святых во Всехсвятском, построенный в 1733—1736 годах в подмосковном селе по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны.
С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус патриаршего подворья. Храм расположен в районе СоколСеверного административного округа города Москвы. Это село любителям московской старины известно тем, что в 1608 году во время войны с Лжедмитрием II во Всехсвятском стояли лагерем войска царского воеводы Скопина-Шуйского. Во второй половине XVII века село Святые Отцы становится вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского, одного из главных инициаторов первого стрелецкого бунта. По инициативе Милославского в 1683 году была построена небольшая каменная церковь во имя Всех Святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Позднее село перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II. Службы в храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке. Вплоть до начала XX века в церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка. В 1798 году храм Всех Святых обновлялся, в нём был устроен иконостас, а на левом клиросе — царское место.
В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей. Но уже на следующий год начались работы по восстановлению церкви. В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина. Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия церкви прихожане избрали её старостой. По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин.
Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в 1994—1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам.
Стройная 27-этажная вертикаль института «Гидропроект» - знаковая постройка модернизма 60-х, возведенную на месте башни со шпилем с макета, который разработал Каро Семенович, была создана архитекторами Н. Джеваншировой, Г. Яковлевым, конструктором выступил В. Ханджи в 1960-1967 годах. Проект Каро Алабяна был похож на здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге ("адмиралтейская игла!"), значительный проект русского ампира, и на дворцы коммунизма выдающегося архитектора Якова Чернихова.