Армяне Абхазии выступают за мир и развитие армяно-абхазских отношений
Почти 30 лет прошло с тех пор, как я побывала в Абхазии. Лето, 1989 года, Сухуми – тогда начинающаяся "горячая точка". В апреле отец, полковник ВВС СССР, политработник, вернулся из Тбилиси и с военной базы Вазиани, где начинались антирусские выступления гамсахурдистов. Влюбился в Грузию и не смотря на то, что волнения уже шли по Аджарии, Абхазии, повез нас к морю в Кобулети.
Ему пришлось уехать раньше нас, а мы с мамой досиживали в санатории. Погоды в Аджарии, в "мочевом пузыре" Грузии, уже не было, зато вовсю доносились слухи о том, как вооруженные абхазы врываются во все автобусы, следующие в Сухуми, ищут грузин. Вскоре оба аэропорта – и Сухуми, и Батуми были перекрыты. Как только они заработали, моя мама наняла водителя, аджарца, и так она, я, четырнадцатилетняя, лейтенант с беременной женой выехали из Кобулети. Старик вел микроавтобус, стараясь отходить как можно дальше от побережья. Но остановили и нас: толпа бородатых мятежников, вооруженная кинжалами, вытряхнула водителя. Проверка документов прошла без обострения, мы поехали дальше по стране, где уже вдоль дорог стояли БТРы.
Не доехав 5 километров до аэропорта, он высадил нас, и мы вчетвером пошли по лесу, пока не увидели оцепленный советскими войсками терминал. Здесь нас погрузили на военный транспортный борт, и так мы, лежа, уже давно без еды и воды долетели до свердловского «Кольцова»…
Моя Армения началась с амшенского адлерского побережья. Пятнадцать лет назад мы с мамой поселились у Эммы Урумян на улице Голубой, где Мзымта впадает в Черное море. С тех пор я часто слышала о том, что там, за пограничной рекой Псоу, в Гаграх и Пицунде очень красивые субтропические реликтовые леса, вызревает инжир и киви. И только в этом году, когда ситуация в Абхазии вновь накалилась, появилось желание поехать туда, чтобы понять, как в действительности живет ее армянская община.
Итак, напомним, что в июле Армянский музей Москвы выпустил публикацию «Обострение антиармянских и антироссийских отношений в Абхазии». Поводом к бурным обсуждениям стало выступление Вице-президента Футбольного клуба ампутантов Абхазии Джемаля Барцица на встрече ветеранов войны в г. Гагре 5 июля, где он сказал, что "бойцы армянского батальона, принимавшие участие в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг., сражались вовсе не за независимость Абхазии и цели у них были другие".
Не погружая читателя вновь в то, с чего уже схлынула информационная грязная пена, поговорим о «сильном» звене. В центре внимания армян Спюрка сегодня оказался Герой Абхазии, руководитель Союза Армян Абхазии, сменивший на этом посту Хачика Минасяна, Галуст Парнакович Трапизонян.
Личность этого абхазского общественного деятеля армянского происхождения действительно внушает нам огромное уважение и веру в то, что армянская община Абхазии сможет и дальше развивать свою национальную культуру, взаимодействовать с конструктивными абхазскими общественными организациями, строить государственность.
Армяне – вторая по численности община республики. Недавно принятый закон запрещает этническому армянину баллотироваться на пост главы государства, теснят армян и в парламенте. Увы, времена президента Владислава Ардзинба прошли. Именно он закладывал крепкую основу для того, чтобы армяне заслуженно пользовались уважением. Еще бы, это Владислав Григорьевич на первом съезде народных депутатов поднял вопрос о притеснениях малых народов СССР со стороны титульных наций 15 союзных республик.
Сегодняшнее положение дел не может внушать оптимизма. В республике существует Особый район – Гальский, где у реки Ингури проживают мегрелы, не имеющие сегодня гражданства, по существу являющиеся апатридами. Здесь царит нищета, многие люди не видят другой еды, кроме кукурузной каши. Появляться на побережье мегрелы могут только в качестве дешевой наемной силы. Видимо, одной из причин такого отношения абхазов к мегрелам стало то, что именно в этом районе в августе 1992 года на территорию Абхазии вышли войска Госсовета Грузии, а потом, после достигнутого Соглашения о прекращении огня между Грузией и Абхазией, в Гальском районе действовали грузинские партизанские отряды.
Ситуация всеобщего недоверия должна быть преодолена в самые ближайшие годы. Иначе мало, кто сможет предсказать, чем могут обернуться межнациональные волнения в этой республике, где висят лозунги «Мы шли на смерть, чтобы жить».
Армяне в Абхазии тоже шли на смерть. Ардзинба часто ставил мужество, дисциплинированность армянских воинов в пример абхазам.
Галуст Трапизонян не планировал выдвигаться на роль лидера общины. Во время грузино-абхазской войны он командовал ротой армянского батальона «Баграмян», в боях за Сухуми получил тяжелейшее ранение. В интернете есть видео, где зафиксирован этот драматический момент: воин, лишившись ноги, в сознании, на носилках продолжает руководить своим подразделением.
После войны Галуст Парнакович показал себя незаурядным организатором и в строительстве мирной жизни. Он работал директором армянской школы номер 3 имени Хачатура Абовяна в городе Гагра, является владельцем санатория «Нарт».
Ослабление уважения к армянской общине Абхазии вновь призвало его на руководящую должность.
Галуста Парнаковича знают в республике все армяне, его имя известно и по ту сторону Псоу, в Адлерском районе.
За несколько дней до начала учебного года, он собрал всех директоров армянских школ – количество их в эти годы сокращается: еще недавно было 30, теперь 25. Примечательно, что часто руководителями армянских школ становятся мужчины.
На собрании Галуст Трапизонян говорил о том, что школы сегодня во многом выживают благодаря благотворителям. Учебники из Армении поступают систематически и своевременно, но, к сожалению, есть проблема кадрового дефицита. В ближайшее время община ставит задачу привлекать в армянские школы больше учеников, сохранять высокий статус образования, для того, чтобы сами учителя не уходили в русские.
В целом, у российской власти есть большое желание сотрудничать с армянской общиной. Недавно по инициативе МИД и Минобороны РФ на 7-ой российской базе в Гудауте (ее подразделение стоит и в Очамчире) прошел большой концерт силами учеников армянских школ.
Продолжение следует...