Парусник «Двенадцать апостолов»: с полотен Айвазовского погрузившись на морское дно
Спущенный на воду на Николаевской верфи в 1841 году парусный линейный корабль «Двенадцать апостолов» вызывал восхищение не только своими превосходными техническими характеристиками, но и внутренним убранством. «Так хорош, что трудно лучше», — такую оценку дал кораблю его первый капитан Владимир Корнилов.
Офицеры сравнивали убранство корабля с роскошью императорских судов. Каюты капитана и адмирала были украшены красным деревом. В каютах же самих офицеров были установлены вентиляторы, использовавшиеся в качестве очистителей воздуха. Нос корабля украшал позолоченный двуглавый орел.
Красота и мощь парусника были переданы Иваном Айвазовским на восьми полотнах, среди которых «Корабль „Двенадцать апостолов“» и «Смотр Черноморского флота в 1849 году».
Император Николай I еще в 1835 году утвердил состав судов Черноморского флота, включавший в себя три линейных корабля I ранга. Ими станут «Двенадцать апостолов» и два корабля усовершенствованной модели «Париж» (1849) и «Великий князь Константин» (1852).
Парусник «Двенадцать апостолов» строился при главном командире Черноморского флота Михаиле Лазареве, способствовавшему введению в русском судостроении множества новшеств, перенятых у британских специалистов. Строительными работами руководил Степан Чернявский, обучавшийся в Портсмутском адмиралтействе в Англии. При строительстве корабля использовались последние технологические достижения конструкции и вооружения.
В 1853 году перед началом Крымской войны командованию корабля «Двенадцать апостолов» был дан приказ перевести полторы тысячи солдат и офицеров из Севастополя на Кавказ. После того, как задание было выполнено, из-за перегрузок на паруснике возникла течь. По этой причине корабль не принял участие в Синопском сражении, в котором турецкая эскадра была разгромлена Черноморским флотом. Это морское сражение вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.
После ремонта «Двенадцать апостолов» вошел в состав эскадры, защищавшей севастопольский рейд. В июне 1854 года превосходящие англо-франко-турецкие силы блокировали в Севастополе русский флот. Тогда с корабля сняли часть орудий для усиления береговой артиллерии.
В феврале 1855 года Павел Нахимов приказал приготовить «Двенадцать апостолов» к затоплению. В ночь с 13 на 14 февраля линейный корабль был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями. Из-за своих больших размеров парусник глубоко погрузился в ил. Когда через два года начались работы по расчистке Севастопольской бухты, поднять его не удалось. В 1861 года он был взорван. Такая же судьба постигла и многие другие парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь».
В 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя был сооружен Памятник затопленным кораблям. Он был установлен близ Приморского бульвара рядом с площадью Нахимова.