Рачья Арзуманян реагирует на заявление Эдварда Налбандяна "о сдаче"
Как сообщают армянские СМИ, Глава МИД Армении Эдвард Налбандян на открывшемся в понедельник в Ереване шестом всеармянском форуме «Армения-Диаспора» заявил, что по урегулированию карабахского конфликта Армения обсуждает с Азербайджаном возможный возврат тех территорий, которые не будут представлять угрозы для Арцаха.
«В связи с возвратом территорий речь идет о тех территориях, которые в плане безопасности не будут угрожать ни Карабаху, ни развязке (конфликта) », — сказал Налбандян, отвечая на вопросы участников форума.
Тему потенциальной сдачи земель комментирует политолог, эксперт по проблемам военной и национальной безопасности Рачья Арзуманян (Степанакерт):
Выключился на выходные, посмотрел уже вчера вечером пару интервью по общеармянской конференции. Позже может накину пару строк. Пока что по двум новостям - хорошей и плохой.
Плохая. Ереван выставляет удивительные условия для признания Арцаха. "Если начнется война, и ее невозможно будет сразу остановить, то Армения признает Нагорно-Карабахскую Республику".
Однако война не заканчивалась даже в формально-правовом смысле (перемирие - это не мир) и тем более не заканчивалась де-факто (Бог с ними с экспертами по войне, но даже Католикос Дома Килийского Арам говорил об этом в своей речи на конференции). Но если она не закачивалась, то ее невозможно возобновить, чтобы затем "сразу остановить". То есть сказанное есть логический и политический оксюморон.
Есть и другой - формально-логический выход из данной цитаты. Признать, что 27 лет войны, если отсчитывать с 1991 года, не достаточны, чтобы говорить о завершении момента времени, обозначенного как "сразу". То есть армянская сторона оперирует достойными уважения масштабами времени, когда жизнь двух поколений это всего лишь миг. К тому же миг незавершенный. Следовательно надо говорить, что армянские акторы мыслят и оперируют категориями времени, стремящимся к вечности. Это безусловно хорошая новость. Есть историческая примета, что власть начинает оперировать вечностью, за незадолго до того, как будет сметена и канет в Лету.
А если без без сатиры и язвительности, то пусть кто-то попробует что-то сдать, кроме личной власти, собственности, своих голов, детей и внуков. Армянская власть уже довела до того, что ее глухо предупредили, чем это закончится лица и силы, оперирующие другими категориями и инструментарием - железным инструментом и аргументами. Такие силы дважды не говорят и не предупреждают.
В одном из интервью я уже говорил о том, что "арцахское армянство" не географическая, этнографическая и пр. категория, а военно-политическая. Это воины, которые с оружием в руках защищали и защищают Арцах 30 лет. Те, кто жив и те, кто уже в рядах вечного армянского воинства.
Попробуйте сдать.
А хорошая новость. Армянская власть обсуждает проблему армянских земель, временно контролируемых Азербайджаном. Это территории до Куры-Аракса и Нахиджеван. Было сказано, что это предмет обсуждения и предложения на столе, однако раскрывать детали пока рано. Я бы посоветовал армянской дипломатии сосредоточиться все же на Нахиджевани. Это важнее. Но в целом безусловно молодцы, что решились поднять проблему".
Блогер Карен Агабекян поднимает вопрос, как избежать уступок по территории?
На протяжении всего переговорного процесса, по Нагорному Карабаху, главный вопрос остаётся статус НКР в обмен на территории. За 25 лет независимости, де-факто Республики Арцах, этот вопрос не ставился под сомнением. Власть и оппозиция в этом вопросе практически одинаковые, а посредники переговорного процесса основываются на мадридские принципы. Затягивание решения конфликта до недавнего времени было на руку армянской стороне, но этим армянская сторона почти не воспользовалась.
Для решения проблемы, достаточно было заселить эти районы армянскими беженцами из бывшего Аз.ССР, создав им все условия, обеспечив им рабочие места. Но в место этого, армянские власти основную ставку сделали на обещанные гарантии безопасности своего старшего "брата" России. Заключив с ним кипу обязывающих договоров, военного сотрудничества. Но апрель 2016 года показал, что никакой договор не может обеспечить безопасность Армении, если самому ничего не делать. Вместо того, чтобы усилить экономику страны, вплотную заняться заселением территорий вокруг НКР, армянские власти путём коррупции, вынудили поредеть население и в самой Армении. Апрель многое показал и заставил задуматься, но кажись уже очень поздно, что-то изменить.
Пока армянская сторона пыталась вползти под крыло старшего "брата", в это время Азербайджан усиленно вооружалась. Теперь, когда апрель позади и Баку показала мускулы, фактически доказав, что способен на что-то, что может время от времени пробить оборону и откусить кусок территории, а все соглашения по безопасности ничего не стоят, армянской стороне остаётся принять условия и быть более гибкой. Возможность заселить освобождённые территории беженцами из бывшего Аз.ССР, упущено давно, сегодня все эти беженцы находятся за границей и попытаться возвращать их бессмысленно, они полностью обустроились на новых местах. Максимум можно было попытаться привлечь сирийских армян, но и тут упустили момент. Задача по заселению теперь более чем сложная, поскольку и в самой Армении недостаточно должного количества населения, тем более высокая миграция и низкие демографические показатели в стране. Можно конечно попытаться заселить эти территории, но времени больше нет на это, да и ресурсы кончились, а доверие к властям иссякли. Ещё раз хочу повторить, единственный вариант, оставить эти семь районов за собой, это заселить эти земли беженцами армянами из бывшего Аз.ССР, чтобы можно было закрепить за собой юридический статус на эти территории.
Фото www.secrant.com