Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

"Храните наши души": к 160 летию гибели линейного корабля "Лефорт"

И.К. Айвазовский. Гибель корабля "Лефорт". Картина была создана в 1858 году, спустя год после большой трагедии. 

Посетители выставки Ивана Айвазовского, которая прошла в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, подолгу задерживались возле одного небольшого полотна. Это была картина великого мариниста "Гибель корабля "Лефорт".

В кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.

Когда случилась эта катастрофа, национальная трагедия сродни "Дубровки" 2002 года или гибели Торгового центра 11 сентября 2001 года, Ивану Константиновичу заказали увековечить память погибших в Балтийском море. От него ждали широкомасштабного полотна. Но в этот раз Айвазовский написал небольшую аллегорическую картину, свой первый опыт в художественном модернизме. Из морской пучины к Спасителю тянутся души погибших. Впереди — безгрешные малолетние дети, за ними — их матери и моряки.

Это была не первая трагедия, разыгравшаяся на море, которую запечатлел художник. Нам остается только догадываться, что он чувствовал, когда писал "Смотр Черноморского флота в 1849 году" ( создал в 1886 году), эти великолепные корабли, точнее, их души.

Призраки парусных линейных кораблей. Почти все они затоплены. Об этом еще будет рассказ на сайте Армянского музея. Иван Айвазовский. "Смотр Черноморского флота в 1849 году". (1886)

Вспоминал, как стоял рядом с императором Николаем I на борту пароходофрегата «Владимир». Армянский музей Москвы расскажет своим читателям как мучился, как не хотел умирать любимец Айвазовского парусный линейный корабль "Двенадцать апостолов", в конце концов, взорванный, запечатленный художником на 8 полотнах. 

Итак, из истории линейного корабля "Лефорт". 

Виртуальная реконструкция корабля "Лефорт". Фото http://ccc.klubok-shastia.ru

Парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи "Лефорт" был спущен на воду 28 июля (9 августа) 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал.

Ранним утром 10 сентября 1857 года «Лефорт» в составе эскадры из трех линейных следовал из Ревеля (нынешний Таллин) в Кронштадт на зимовку. К рассвету, около 5 часов утра, корабли находились севернее острова Большой Тютерс и шли правым галсом, имея дистанцию друг от друга 0,5 — 2 мили, причём «Лефорт» шел вторым в ордере. Около 7 часов утра корабли начали поворот фордевинд на левый галс, и в момент поворота внезапным шквалом «Лефорт» накренило на левый борт. Некоторое время он находился в положении на борту, причём его правый борт был усеян людьми, а затем примерно в 7 часов 23 минуты корабль окончательно погрузился в воду. Два остальных корабля, «Владимир» и «Императрица Мария», помочь ничем не могли, так как сами почти 53 часа пытались выстоять в шторме.

Как пишут историки, причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызванные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах. Также утверждалось, что корпус корабля не был нормально проконопачен, а груз был слишком мал и неправильно расположен. Кроме того, было предположение, что орудийные порты оставили открытым, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха для пассажиров — это, возможно, способствовало гибели корабля, так как вода могла залиться через открытые порты, когда корабль накренился.

Корабль "Лефорт". Неизвестный художник

Искать судно стали уже в 1850-х годах. Первым это начал делать русский изобретатель Михаил Спиридонивич Замыслов с целью поднять судно. Он даже привез из Петербурга свои машины, но эта попытка не удалась. 

Корабль был найден только  4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» под руководством Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс. Остров Гогланд находится в Финском заливе в 180 километрах от Петербурга, в 55 километрах от эстонского побережья и в 40 километрах от финской Котки. 

Экспедиция искала советскую подводную лодку Щ-320, которая погибла в 1942 году, а нашла "Лефорт". Эта история очень похожа на ту, что недавно рассказывал Армянский музей Москвы в материале о Русской Атлантиде - наследии Александра Таманяна. 

Все пользователи интернета получают возможность совершить первую виртуальную экскурсию на корабль и прикоснуться к истории XIX века. Фото с сайта www.lefortship.ru

Это поисковое плавание проходило в рамках проекта «Поклон кораблям великой Победы-2013», проводившегося при поддержке ОАО «АК «Транснефть».

 На верхней палубе "Лефорта" прекрасно сохранились главный штурвал, одна из шлюпок, пушки-каронады в ютовой надстройке и личные вещи экипажа. В конце июня 2013 года началось обследование судна специальной экспедицией. После этого Президент России Владимир Путин дал свое согласие организовать виртуальный музей. Эту идею ему предложили во время его посещения острова Гогланд. 

Теперь, меньше чем через год после обнаружения на дне Балтийского моря линейного корабля «Лефорт», все пользователи интернета получают возможность совершить первую виртуальную экскурсию на корабль и прикоснуться к истории XIX века на сайте www.lefortship.ru    3D  модель