Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Воздвижение креста - Хачверац тон

В начале сентября (14-го числа) Православная церковь отмечает один из самых почитаемых праздников христианского мира - Воздвижение Животворящего Креста Господня. Праздник этот Армянская церковь отмечает в воскресенье, попадающее на промежуток между 11 и 17 сентября, а также на понедельник, пятницу и субботу следующей недели.

Фото Варагского монастыря до 1915 года. 

С этим праздником связано множество преданий.

По одному из них, праздник связан с историей паломничества матери Константина Великого Елены в Святую землю и обретения или воздвижения Святого Креста.

Как гласит история, в 135 году по приказу императора Адриана засыпали пещеру Гроба Господня, а на месте казни Христа было воздвигнуто капище (по другой версии - храм богини Афродиты) для полного уничтожения следов казни. В 326-327 годах раскопки, предпринятые императрицей Еленой, увенчались успехом: были обнаружены три креста, нужно было по известным приметам определить, на каком из них был распят Христос. Крест с пятью гвоздями определили по табличке Пилата: «Иисус Христос, царь иудейский», а вокруг Животворящего Древа рос базилик (реган).

Эту легенду знал также Мовсес Хоренаци. Согласно другому преданию, в тот момент, когда найденные кресты вынесли на свет, из городских ворот вышла похоронная процессия. Патриарх Макарий, для определения подлинности находки, взял кресты и стал по очереди возлагать их на гроб. И когда после очередного прикосновения мертвец вздохнул и открыл глаза, люди поняли, что найден Животворящий Крест.  Чтобы крест был виден собравшимся, Макарий поднял его над головами людей - «воздвиг», отсюда и название праздника - Воздвижение Креста, «Хачверац». Часть креста и гвозди Елена привезла в Константинополь, своему сыну, а основная часть осталась в Иерусалиме. И на месте обнаружения чудотворной реликвии император Константин велел возвести церковь Воскресения Христова. По легенде, св. Елена похоронена в армянском секторе храма Воскресения.

Но наша история была бы неполной, если бы не было во всей этой истории и «армянского следа».

Дело в том, что праздник этот был учрежден в начале VII века по очень интересному поводу.

На нашей родине тоже строились храмы, посвященные чудесному обретению Креста. Но в народе они называются храмы святого креста - Сурб Хач, или чудесного знамения - Сурб Ншан. Один из самых знаменитых находится на Каринской земле, на самой высокой горной вершине, которая называлась, вернее, стала называться Хачапайт - (Крестное дерево).

В 614 году персидский царь Хосров II захватил Иерусалим. В числе царских трофеев оказался и Крест Господень, за который Хосров рассчитывал получить большой выкуп. Но в 628 году отряд Мжежа Гнуни (отряд входил в состав византийского войска) разбил персов и вернул святыню. Она была торжественно внесена в город Карин (ныне Эрзерум), а на склоне горы был основан монастырь Сурб Хач. Далее Крест был перенесен в Константинополь, оттуда - в Иерусалим. Именно в результате этого чудесного возвращения императором Ираклием был установлен праздник 14 сентября, которые армяне отмечают как Хачверац, в воскресенье между 11 и 17 сентября. Но было бы несправедливо довольствоваться только одним значимым событием на столь интересную тему. Дело в том, что в нашем церковном календаре есть еще один праздник - Святого Варагского Креста, который приходится на третье воскресенье после Хачвераца. Этот праздник установил католикос Нерсес III Шинарар (Строитель), усилиями которого был построен храм Звартноц.

Праздник этот был учрежден на великой земле Васпуракан, вотчине нахарарской семьи Арцруни, в храме на горе Вараг, близ Вана.

Гора Вараг. Западная Армения фото hayweb.ru По преданию, святые девы во главе с Рипсимэ, добравшись до Армении, нашли пристанище около этой горы

К слову сказать, и Карин, и Ван являются главными городами армянских земель (Барцр Хайк и Васпуракан), где очень сильны были языческие традиции, и любое событие религиозной жизни ложилось на эту очень твердую канву. Проявлением этой канвы можно считать упоминание травы реган, о которой уже говорилось. Все мы знаем, что темно-фиолетовый базилик (реган) очень любим армянами, его даже выращивали как комнатное растение, веря в его чудодейственную силу. В народе его называли «травой Христа», «царской травой». Но в языческие времена базилик был символом Матери-Земли, нашей великой Анаит, культ которой был особо распространен и в Васпуракане, и в Высокой Армении.

Темно-фиолетовый базилик (реган) очень любим армянами, его даже выращивали как комнатное растение, веря в его чудодейственную силу. В народе его называли «травой Христа», «царской травой». Но в языческие времена базилик был символом Матери-Земли, нашей великой Анаит. фото en-ho.ru

Все это дает право предположить, что присутствие базилика рядом с крестом Господа - трансформация старой символики в новую, для сохранения некоей преемственности духовной жизни. Как говориться, «свято место пусто не бывает».

 По преданию, святые девы во главе с Рипсимэ, добравшись до Армении, нашли пристанище близ горы Вараг. Перед бегством в Вагаршапат дева Рипсимэ спрятала в пещере горы Вараг частичку древа Креста Христова, которую носила на шее. Сама она получила этот оберег с каплями крови Спасителя от своей матери- христианки Патроникеи, женщины из императорской семьи. Прошло три с половиной века, прежде чем Господь открыл монахам местонахождение святыни. В 653 году отшельнику Тодику открылось это место. Там был основан Варагский монастырь святого Знамения - Варага Сурб Ншан.

Частица Древа оставалась в монастыре до 1021 года, когда последний царь дома Арцруни, Сенекерим, после завещания своих земель Византийской империи, увез ее с собой в Себастию. После его смерти, согласно его завещанию, она вновь была возвращена в монастырь, где хранилась до 1651 года, откуда была увезена в плен в Хошаб, в 1655 г. освобождена и помещена в Кафедральный собор Святого Знамения, где хранилась до 1915 года.

Политолог, военный эксперт Рачья Арзуманян (Степанакерт, Арцах) на своем профиле в фейсбуке пишет:

Мысли перед праздником Воздвижения Креста Господня. 


Думаю это глубоко правильный шаг объявить следующий день после великих церковных праздников днем поминовения усопших. Это дает шанс живым таким вот «принудительным образом» хотя бы несколько раз в году вспоминать предков. Напомнит им, что они всего лишь слово или строчка в книге жизни семьи, племени, народа. Ты не один и не сам по себе, и твои помыслы и поступки будут оцениваться в контексте всей книги.

В такие дни, вспоминая и перелистывая доступные твоему духу строчки и страницы, ты получаешь возможность задуматься о безусловной связи твоих помыслов и поступков с помыслами и деяниями предков. Ощутить на мгновенье, что будущее твоих детей и страны во многом определяется этими связями, которые на самом деле вне времени. 
Задуматься, что времени и истории на самом деле нет, и то, что называется сегодня «историей» и «будущим», живет в тебе, - твоих помыслах и поступках. 
И каждый в конечном счете получает то, к чему стремится, но не как личность, а семья, род, страна.

Оторвитесь от суеты и поставьте свечку.