Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

АДРИАНО АЛПАГО-НОВЕЛЛО. С ЛЮБОВЬЮ К АРМЕНИИ

Пятьдесят лет тому назад произошло событие, которое впоследствии сыграло огромную роль в пропаганде армянской культуры по всему миру. В середине 60-х годов в Ереван стали приезжать итальянские архитекторы — Паоло Кунео, Адриано Алпаго-Новелло, Армен Манукян, Арутюн Казанчян.

Паоло Кунео, Адриано Алпаго-Новелло и Левон Геворкян

Целью их визитов были обмеры и обследования армянских исторических памятников. В работе исследователям помогали специалисты Национальной Академии наук, Комитета по охране архитектурных памятников, отдельные лица — известные архитекторы Джим Торосян, Левон Геворкян, Ованнес Акопян, Армен Зарьян. Последний жил и учился в Италии и был связующим звеном, позволявшим преодолевать языковый барьер, поскольку никто из приезжих, кроме Арутюна Казанчяна, не понимал по-армянски. Для обмеров в помощь к ним была прикомандирована также группа молодых армянских архитекторов, в которой посчастливилось работать и автору этих строк. И мы не говорили по-итальянски, в работе с итальянцами обычно обходились интернациональным языком жестов и профессиональной терминологией.

«Локомотивом» группы был Алпаго-Новелло. Сухопарый, подвижный с лучезарной улыбкой. Он родился в 1932 году в городе Беллуно, административном центре одноименной провинции итальянской области Венеция, в семье известного архитектора, историка и урбаниста Альберто Алпаго-Новелло. В 1957 году закончил факультет архитектуры Миланского университета и спустя год стал ассистентом профессора истории искусств и истории стилей архитектуры. Занимался исследованиями по архитектуре христианского Востока. В поисках армяно-византийских связей приехал в Армению.

В 1967 году Алпаго-Новелло основал и возглавил в Милане «Центр по исследованиям средневековой армянской архитектуры». И уже в 1968 году был начат выпуск серии красочных альбомов «Документы по армянской архитектуре» с фотографиями, чертежами и историческими описаниями. Параллельно начала выходить серия книг «Исследования по армянской архитектуре». Арутюн Казанчян произвел конструктивный расчет храма Звартноц и издал его отдельной монографией. Большую помощь в этом центру оказал Благотворительный фонд Оника Манукяна.

Центр собрал передвижную экспозицию «Армянская архитектура IV–XVIII веков», которая помимо Италии была показана еще в двух десятках стран. Большая заслуга Миланского центра заключается в том, что помимо Армении итальянские архитекторы, при официальной поддержке Министерства иностранных дел Италии, имели возможность изучить и армянские архитектурные памятники в Турции и Иране. Не забудем отметить, что центр аналогичный миланскому, под руководством Паоло Кунео, был основан и в Риме.

Когда в 1996 году в Ереване открылся выставочный зал Национального музея-института архитектуры им. Александра Таманяна, Миланский центр подарил ему большую часть этих выставочных стендов, которые и составили основу его экспозиции.

Но самым значительным событием в жизни центра стала организация международных симпозиумов по вопросам армянского искусства. 21 июня 1975 года в итальянский город Бергамо на первый симпозиум съехались архитекторы и ученые разных стран. В течение недели были прочитаны десятки докладов по вопросам архитектуры, изобразительного искусства, культурологии, этнографии. Через два года второй симпозиум состоялся в Ереване. В последующие годы прошли еще три научных форума в Италии и Армении. Национальная Академия наук Армении избрала Адриано Алпаго-Новелло почетным доктором. Ему была присуждена премия им. Тороса Тораманяна. За исследования в Иране он был награжден медалью Reza Pahalevi.

В 1987 году «Центр по исследованиям средневековой армянской архитектуры» перебирается Венецию, куда Алпаго-Новелло был приглашен в университет «Ca 'Foscari» в качестве профессора истории мусульманского искусства. Центр перенаправляет свою работу на восстановление памятников. Под руководством и наблюдением Алпаго-Новелло был составлен и осуществлен проект восстановления пострадавшего от землетрясения 1988 года монастыря Мармашен близ Гюмри.

Он нередко приезжал в Ереван. Но из Милана время от времени приходили бандероли с альбомами, а каждый Новый год я находил в почтовом ящике открытку с несколькими строчками поздравлений и пожеланий. И знакомое A.N.

В последний раз я встретился с ним в Эчмиадзине в 1998 году. Был праздник «Сурб Саркис», было многолюдно, но я сразу увидел его в толпе. Он постарел, сгорбленная фигура, дрожащие руки, но улыбка все та же молодая. Рассказал, что теперь живет в родном Беллуно, написал на клочке бумаги свой адрес и номер телефона. «Будешь в Италии, позвони». Не довелось…

Верный друг Армении ушел из жизни в возрасте 73 лет в 2005 году.

Павел ДЖАНГИРОВ