Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Путин поздравил Саргсяна с 20-летием Договора о дружбе. О чем речь?

Сегодня на сайте Кремля отмечено событие. Владимир Путин поздравил Президента Армении Сержа Саргсяна с 20-й годовщиной Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения.

В материале сообщается, что Владимир Путин отметил давнюю и богатую историю российско-армянских отношений, важность этого документа как основания для выстраивания двусторонних отношений. Также президент России высоко оценил развитие российско-армянских отношений, евразийских интеграционных процессов, сотрудничество в военной сфере. В завершении он сказал о готовности к продолжению этой работы в интересах народов двух стран.

Что это за документ?

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Арменией заключен 28 августа 1997 года. В работе над документом с российской стороны участвовали МИД, Минсотрудничество, Минобороны и Банк России. Подписывали его Борис Ельцин и Левон Тер-Петросян.

Зачем России Армения?

После развала СССР в закавказском регионе образовались независимые государства Армения, Грузия и Азербайджан. Также появились горячие точки в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. Каждая страна выбирала, в каком направлении вернее выстраивать внешнюю политику.

Для России интерес в Закавказье очень понятный. Это продолжение Северного Кавказа, входящего в состав России. Здесь расположен центр евразийского континента, транспортная и коммуникационная связи с Ближним Востоком, Центральной и Юго-Западной Азией. Выход к Каспийскому и Черному морям. Также это территория, связанная исторически с Россией.

История российско-армянских отношений с 1990 года  

«Болезненное переходное положение России не позволяет пока четко разглядеть ее вечный и одновременно новый облик, получить ясные ответы на вопросы: от чего мы отказываемся? Что хотим сберечь? Что хотим возродить и создать вновь?» Борис Ельцин на заседании Верховного Совета, 6 октября 1992 г.

С 1990 по 1998 год две страны формировали основу будущего стратегического партнерства.

Все началось с 3 августа 1990 года, когда Верховный Совет Армянской ССР принял исторический документ — «Декларацию о независимости Армении». Было объявлено о прекращении действия на территории республики Конституции и законов СССР. 21 сентября 1991 года в Армении был проведён референдум о выходе страны из состава СССР и установлении независимости. На единственный вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?», — из более двух миллионов избирателей примерно 99 % граждан ответили положительно.

Первый межгосударственный договор Армения и Россия подписали 29 декабря 1991 года  «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности».

Этот договор имел особое значение для Армении с учетом Карабахской войны и возможности распространения военных действий на территорию самой Армении. Пункт о взаимной помощи юридически обязывал Россию оказать поддержку Армении в случае агрессии со стороны Азербайджана и Турции. Он также имел особую важность для российской стороны, так как прокладывал путь для подписания договоров о дислокации российской военной базы на территории Армении.

Дипломатические отношения были установлены 3 апреля 1992 года. Первым послом от российской стороны стал Владимир Ступишин. От Армении в Москву прибыл ученый-этнолог Юрий Мкртумян.

21 мая 1992 года состоялся первый официальный визит российской делегации в Армению. Левон Тер-Петросян принимал госсекретаря Г. Бурбулиса, министра обороны П. Грачева, первого заместителя МИДа Ф. Шелова-Коведяева, депутата В. Шейниса и самого В. Ступишина. На той встрече обсуждалась карабахская война и расформирование 7-й армии. Тогда руководство стран и договорилось о военном сотрудничестве.

21 августа 1992 года в Москве закрепили договоренности, подписав «Договор о правовом статусе находящихся на территории Армении Вооруженных сил России». Возникла правовая основа для пребывания Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Армения.

30 сентября 1992 года в Ереване было подписано соглашение, регулирующее статус и функционирование находящихся на территории Армении пограничных войск России, которое обеспечивало охрану армяно-турецкой (280 км) и армяно-иранской (42 км) границ силами российских пограничных войск, ранее охранявших внешние границы СССР.

Этим соглашением Россия взяла обязательства по охране границ Армении с Турцией и Ираном в условиях Карабахской войны. При этом стороны договорились, что по мере создания собственных пограничных структур Армения возьмет под свою охрану участки границы с Турцией и Ираном, организуя их прикрытие в тесном взаимодействии с Пограничными войсками РФ. Кроме того, Армения взяла на себя 50 % расходов пограничных войск ФСБ РФ в стране. Турция тогда активно препятствовала всем этим действиям, Анкара отказывалась признавать российские войска на границе с Арменией.

Однако имели место и разногласия. К примеру, армянское руководство было крайне недовольно тем, что Россия задерживала передачу советских вооружений.

«У нас впечатление такое: Россия заинтересована в нестабильности, надеясь таким путем удержать и Азербайджан, и Армению. Но это ошибочный расчет. Будет Карабах азербайджанским или не будет, Азербайджан все равно уйдет под крылышко Турции. А вот если Карабах останется армянским, сохранится серьезная привязка Армении к сильному союзнику в лице России. Для Армении сейчас характерна пророссийская ориентация. Армения заинтересована в присутствии на ее земле российских войск и пограничников. А вот потеря Карабаха приведет неизбежно к смене ее внешнеполитической ориентации, это уж точно». Министр обороны Армении Вазген Манукян, 1992 год.

В последующие 1992–1994 годы были подписаны десятки взаимовыгодных соглашений о сотрудничестве в различных областях деятельности: науке, культуре, образовании и т.д.

16 марта 1995 года был подписан договор о размещении 102-й военной базы в Гюмри. Здесь важно отметить цель размещения: «Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функций защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армении безопасность Республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР». Россия взяла на себя 70 % расходов по содержанию, Армения — 30 %. Также Армения согласилась безвозмездно предоставить территорию для военной базы.

Еще в 1991 году между Арменией и Россией был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности», который предполагал двустороннюю защиту национальной безопасности двух стран. Но тогда армянский политический и военный истеблишмент не был уверен в выполнении обязательств по Договору 1991 года и связывал обеспечение безопасности с российской военной базой в Армении.

Тем не менее, несмотря на все сложности переговорного процесса и спорные пункты в Договоре, через два года после подписания парламенты Армении и России ратифицировали Договор, а сам обмен ратификационными грамотами состоялся 29 августа 1997 года в Москве на встрече президентов Левона Тер-Петросяна и Бориса Ельцина. Именно с этого дня Договор официальную вступил в законную силу.

С этого дня начались следующие этапы стратегического партнерства и союзнического взаимодействия, которые затем привели к вступлению Армении в Евразийский экономический союз и формированию объединенной группировки войск вооруженных сил России и Армении.

Вместо заключения

Армяно-российские отношения развиваются, однако, в них всегда присутствуют проблемы. О них стоит говорить, чтобы не оставлять на пути недомолвки.

К их числу относится вопрос совместного обеспечения финансовых расходов российской военной базы и российских пограничников в Армении. Учитывая социально-экономическую сложную ситуацию в Армении, этот вопрос часто «всплывает» и вызывает недовольство армянской общественности.

Аналогичное непонимание вызывает сделка «имущество взамен долга», из-за которой Армения лишилась многих стратегически важных заводов и зданий.

Ключевой темой для разногласий и недовольства является продажа российских современных вооружений Азербайджану.

Армения, в отличие от соседних стран, отказалась проводить проамериканскую политику, трезво оценивая важность России в обеспечении национальной безопасности. При этом она остается единственным реальным союзником России в Закавказье.

Антироссийские настроения в Армении — из-за умалчивания. Нет понимания, что же происходит там, за ширмой. Почему нет ответов на волнующие вопросы. К тому же крайняя непопулярность в Армении нынешней политической элиты искажает российско-армянское стратегическое сотрудничество, заложенное в этом договоре. Население страны склонно воспринимать рабочие контакты двух президентов как поддержку Россией непопулярного режима, перекладывать ответственность на Москву.

20-летие договора — это 20 лет на пути доверия двух народов. История доказывает, что власти меняются, а стратегическое партнерство Армении и России становится только сильнее.

 

При написании статьи использовались материалы:

Крылов А.Б., Накопия Б.Т. «Россия – Армения: сохранить взаимное доверие»

Тасиц К.И., Григорян Г.П. «Основные этапы российско-армянских военно-политических взаимоотношений в постсоветский период»

Паронян А.Л. «Динамика развития армяно-российских отношений в постсоветский период»

Маркедонов С.М. «Де-факто образования постсоветского пространства: двадцать лет государственного строительства»

Ступишин В. «Моя миссия в Армении. 1992–1994. Воспоминания первого посла России»

Алексанян Г. А. «История становления и развития союзнического взаимодействия Армении и России (1991–2015 гг.)»