Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Красавицы армянского кино

С начала прошлого века искусство кино вошло в нашу жизнь и стало не только ее летописцем, но и законодателем, советником в определенных вопросах. Если кинохроника стала дополнением к газетам и другим средствам массовой информации, то художественное кино стало, скорее, модным журналом, ориентиром в мире красоты, моды и стиля. Именно кино стало популяризатором идеи «меняющегося лица», то есть принятых стандартов красоты в ту или иную эпоху.

Татьяна Махмурова

Сегодня мы хотим вспомнить тех красавиц, которые в свое время составляли гордость и славу нашего молодого кинематографа. Армянское кино стало развиваться параллельно русскому, как составная часть последнего. Начало режиссерской школы заложил великий Амо Бекназарян. Именно с его легкой руки и была обозначена та высокая планка женской красоты в нашем киноискусстве, которая твердо поддерживалась, пока существовало армянское кино. Именно Бекназарян привел в армянское кино Марию Александровну Тадевосян (псевдоним — Мария Тенази) и несравненную Татьяну Махмурову (Тагуи Левоновна Махмурян), красавицу Кекел в первом звуковом фильме наших экранов «Пепо». Мария Тенази прожила очень короткую, но яркую актерскую жизнь, скончалась от туберкулеза в 1930 году. Она запомнилась зрителям немого кино как курдянка Заре в одноименном фильме. Татьяна Махмурова ушла от нас в 1989 году. Самой яркой ее ролью осталась Кекел. Правда, она мало снималась, но снималась до конца своей долгой, счастливой жизни. Если в довоенную эпоху она была единственной королевой красоты, то послевоенная пора принадлежит Метаксе Симонян, ведущей актрисе театра им. Сундукяна и киностудии «Арменфильм» 50-х – 60-х годов.

Мария Тадевосян

Отношение к красоте в прошлом было другим. Красота не была предметом торга, щедрость природы нужно было оправдать, доказать, что это не случайный дар, а отражение глубинного душевного состояния, и поэтому является даром заслуженным и ценным. С развитием киноискусства, появлением новых направлений в нашем кино меняется отношение к профессии, появляются новые молодые, красивые лица, одаренные актрисы — Алла Туманян, Анаит Топчиян, Лаура Варданян, Лаура Геворкян.

Они сделали незабываемыми фильмы «Мужчины», «Возвращение», «Хатабала», «Механика счастья», «Звезда надежды». Их внешность и обаяние были востребованы и на бескрайнем советском экране, где не было недостатка ни в красоте, ни в таланте. Но когда требовалось непривычное, редкое лицо к редкому характеру, приглашали наших актрис. Простые костюмы, незатейливые прически и простой грим ставили экранных героинь в один ряд со зрительницами. Создавалось впечатление, что они среди зрителей, одни из них, и, может, каждая зрительница в костюме серийного производства носит частичку этой не серийной красоты. 

Алла Туманян

В середине 70-х журнал «Армянский экран» (главным журналом был «Советский экран», а в каждой республике выходил свой «Экран») вышел с забавной обложкой — с фотографиями семи самых красивых молодых актрис армянского кино. Это, наверное, было самое счастливое и востребованное в профессии поколение. Они не только создали высокопрофессиональную среду, но и стали причиной возникновения сравнения «похожа на армянку». И действительно, даже относительно старые, не очень качественные фотографии не искажают благородства черт и выражения глаз. Когда наши мамы и бабушки, любуясь растиражированной и «утвержденной» красотой западных звезд, говорят «hайи нман э» (похожа на армянку), это всего лишь означает, что их, эталонных, сравнивают с нашими актрисами.

К сожалению, сейчас для армянского кино, как и для всего кинематографа вообще, настали очень тяжелые времена. Будем надеяться на лучшее. Пусть поднимается и развивается армянское кино, пусть и у нашего поколения будет право мерить красоту на свой аршин и громогласно заявлять при всяком удобном случае «красива, как армянка».

  • Анаит Топчиян
  • Лаура Геворкян
  • Лаура Варданян
  • Метаксе Симонян