Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Свет и тени прошлого в фотоработах Гагика Арутюняна

25 августа в Союзе художников Армении откроется ретроспективная выставка работ известного фотожурналиста и фотохудожника Гагика Арутюняна под названием «Тени времени». На ней будут представлены 182 крупноформатные черно-белые фотографии из того, что снято им за период 1970–95 годы. Это не первая выставка фотографа. Его работы в советское время экспонировались как в республике и Союзе, так и заграницей — в Австрии, в Люксембурге, в Гвинее, в Сенегале, в Венгрии…

Гагик Арутюнян, по образованию инженер, но с детства любил фотографию, и любовь к ней стала в итоге основной профессией. Его работы стали публиковаться в средствах массовой информации в начале 70-х годов прошлого века. Фотографии Гагика публиковали газеты «Комсомолец», журналы «Гарун», «Армения сегодня», «Советское фото». Довольно быстро он стал одним из самых востребованных армянских фотожурналистов. То, что он работал в АОКС-е (Армянском обществе культурных связей), позволяло ему совершать поездки за рубеж, в европейские и африканские страны, из которых он привозил интересные фоторепортажи. Но и в Армении он находил интересные моменты из повседневной жизни городских и сельских жителей в их эмоциональном проявлении, делал красивые пейзажные этюды, портреты известных деятелей культуры и простых людей. Черно-белая техника позволяла убирать лишнее в изображении и сосредотачивать внимание зрителя на главном, ради чего был сделан снимок.

Фотохудожник возвращает нас в прошлое, воспоминания о котором часто остаются в нашей памяти в виде контуров и теней. Его работы дополняют их точными и яркими деталями, наполняют призрачным светом, напоминают, каким было то время.

Он перестал снимать в середине 90-х. В новых жизненных реалиях его творчество оказалось ненужным. Пришлось заниматься другими вещами, чтобы прокормить семью.  В эмоциональном порыве он даже уничтожил большую часть своего архива. Но негативы, к счастью, сохранились, и по ним были в течение нескольких лет восстановлены фотографии, которые и представлены на выставке.

Что бы ни снимал Гагик Арутюнян, главным для него остается Человек. Его взаимоотношения с другими людьми, с природой, с миром. Это — непрерывный диалог, который ведет на протяжении своей жизни каждый из нас, и фрагменты его в разных проявлениях можно найти в работах художника.

Он не выстраивает специально кадр, не прибегает к искусственным эффектам. Он просто замечает необычное в обычном, выбирает выигрышный ракурс, выжидает точный момент съемки. В выставочной экспозиции явно просматриваются темы — «Старый город», «Пейзаж», «Сельские эскизы», «Карабах». Даже складки простого занавеса стали серией композиций с загадочным смыслом. А фотографии раздела «Птицефабрика» обретают аллегорический смысл простым приемом. Фотографии перевернуты, и общипанные куриные тушки, висящие на крючках, превращаются в сюрреалистических персонажей на палочках из какого-то фарса.

Выставка организована совместными усилиями Общественной организации «Культурный диалог», которому в этом году исполнилось пять лет, и Фонда армянской фотографии «Лусадаран» («Фототека»). Проект осуществляется совместно с «Лабораторией культуры и управления» в рамках программы «Региональное искусство и культура Южного Кавказа». Куратор выставки Виген Галстян и руководитель проекта Сона Арутюнян сделали все, чтобы полнее и разносторонне представить творчество самобытного мастера.

Останется ли все в прошлом или Гагик Арутюнян спустя два десятка лет снова возьмет камеру в руки? На этот вопрос он отвечает, что не исключено, возможно эта выставка вдохновит его на возвращение к любимому делу. Хочется верить…

Павел ДЖАНГИРОВ