Портреты семьи Лазаревых кисти Сергея Зарянко
В одной из предыдущих статей, посвященных семье Лазаревых, Армянский музей Москвы рассказывал о крепостном художнике Иване Аргунове. Аргунов нарисовал портреты первых представителей этого рода, обосновавшихся в России. Сегодня же мы вам расскажем о другом художнике, запечатлевшем образы их потомков, — Сергее Зарянко.
Сергей Константинович Зарянко родился в 1818 году в местечке Лядов (Ляды) Бабиновицкого уезда Могилевской губернии. Сейчас это — Дубровенский район Витебской области в Белоруссии. Отец Заряняко был крепостным крестьянином в имении князя Любомирского. Вспомним, что и Иван Аргунов был крепостным графов Шереметевых. Но судьба Зарянко сложилась несколько иначе. Его отец получил вольную, после чего переселился вместе с семьей в Санкт-Петербург. Там он устроился на работу у князя Александра Голицына.
Уже с самого детства Сергей Зарянко проявил склонность к рисованию. Первым его учителем стал художник Василий Аврорин. Сам Аврорин учился живописи у Алексея Венецианова. Именно по его поручению он и стал давать уроки живописи 12-летнему Сергею Зарянко.
Заметив талант юного художника, Венецианов способствовал в 1834 году определению Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств. В 1837 году он учился уже у самого Алексея Венецианова.
В 1836 году за «Вид Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце» Сергей Зарянко был отмечен малой серебряной медалью. В 1838 году за «Вид Тронной залы» был удостоен звания неклассного, то есть свободного, художника. В 1841 году за картину «Рекреационная зала в Училище правоведения» был награждён большой серебряной медалью.
В 1843 году за картину «Внутренность Морского Никольского собора» получил звание академика. В 1850 году за портреты графа Фёдора Толстого и ротмистра Д.В. Хвостова академия присудила ему звание профессора.
В 1856 году по рекомендации Фёдора Прянишникова Зарянко начал работать в Московском училище живописи и ваяния — инспектором и старшим профессором живописи. С конца 1865 по 1870 год художник жил преимущественно в Санкт-Петербурге, где работал над портретами членов царской семби для «Романовской галереи» в Эрмитаже.
Сергей Зарянко написал около сотни портретов, среди которых портреты членов семьи Лазаревых. О некоторых из них музей уже подробно рассказывал. Это и тайный советник Христофор Екимович Лазарев, и его зять с дочерью — князь Семён Давыдович Абамелек и Елизавета Христофоровна, и многие другие.
Сергей Зарянко не сразу обратился к портретной живописи — сначала он рисовал интерьеры. Но именно благодаря своим портретам его мастерство приобрело особое признание. Глядя на них, кажется, что это вовсе и не портрет. Складывается ощущение, что стоишь перед реальным человеком, мгновение и он оживет. Или же перед вами не портрет, а фотография. Портретные работы Зарянко отличаются своей реалистичностью, точному воспроизведению лиц и проработкой мельчайших деталей. Удивительна передача света.
Внимание современников не могло обойти стороной работы Сергея Зарянко. Среди одного из восторженных отзывов о нем был и такой: «…создал совершенно новый род портретной живописи, который можно назвать пластической действительностью. Портреты г-на Зарянки живут и дышат. Он сообщает удивительную живость глазам».
С.К. Зарянко. Портрет Христофора Екимовича Лазарева, 1851.
С.К. Зарянко. Портрет Семёна Давыдовича Абамелека, 1853.
С.К. Зарянко. Портрет Елизаветы Христофоровны, 1854.
С.К. Зарянко. Портрет Вани (Ивана Христофоровича Лазарева), 1851.
Источники:
1. Зарянко Сергей Константинович — Галерея произведений ‖ cultobzor.ru.
2. Столпянский П. Зарянко, Сергей Константинович ‖ ru.wikisource.org.