Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянский календарь: памяти выдающегося историка Ашота Абраамяна

Праздник Навасарда в Армении, наверное, еще не укрепил свои позиции, однако само упоминание этого слова воскрешает в памяти давно ушедшие лица и воспоминания.

Трудно сказать точно, когда появился армянский календарь. Достоверно известно, что в языческую эпоху он у нас был, но с приходом христианского летоисчисления от него пришлось отказаться.

Официально установлено, что 11-е августа (по историческому армянскому календарю 1-е Навасарда) начало армянского нового года - Аманора. Но, как говорил наш дорогой, любимый преподаватель Ашот Гарегинович Абрамян - есть много причин предполагать, что Навасард начинался не в августе, а в день весеннего равноденствия, т. е. 21-го марта. Впрочем, он же нам потом сообщил, что праздник этот «воскресил» в 11-м веке Ованнес Имастасер,  к популяризации этой идеи приложил руку и Гевонд Алишан, так что первым Навасарда ошибочно принято считать 11-е августа, «и вообще, коллеги, когда вы начнете сами работать с первоисточниками?». Одним словом, 1-го Навасарда Хайк победил Бэла, и началась эра Хайка.

Дело не в Навасарде и не в августе. Дело в огромной любви к своей профессии, чувстве долга и ответственности за нас, молодых студентов, меньше всего на свете думающих о профессиональной этике и долге перед всем научным миром. Человек удивительной скромности и огромного трудолюбия, Ашот Гарегинович очень напоминал тех монахов-книголюбов, труды которых скрупулезно изучал всю жизнь, водил нас по всем известным и не очень доступным некрополям и монастырям, чтобы показать очень-очень редкие надписи в сфере эпиграфики, и, конечно же, с упоением рассказывал нам о тайнах и чудесах армянского календаря и системы счета. Благодаря ему, нашему дорогому Учителю, мы поняли, что суровая и немногословная История при должном уважении может стать прекрасной и непредсказуемой Шахеразадой и подарить огромное количество рассказов «тысяча и одной ночи».

фото www. planetaarmenia.ru

Трудно сказать точно, когда появился армянский календарь. Достоверно известно, что в языческую эпоху он у нас был, но с приходом христианского летоисчисления от него пришлось отказаться.  Блистательный математик и астроном 7-го века Анания Ширакаци сохранил для нас не только названия месяцев, но и дней, даже ночных и дневных часов старого календаря. Из его записей мы узнаем, что в нашем календаре было 12 месяцев, по 30 дней в каждом. А лишние 5 дней были собраны в один месяц, он так и назвался - лишний (Авельяц), и пристроен был к концу года. Что в 7-м веке, в христианской Армении 15-й день каждого месяца все еще носил имя бога Арамазда, 1-й день – Арега (Солнца), 19-й день - Анаит и т. д. Упоминаются также дни гор Масис, Арагац, Гргур. Трудно сказать, сохранились ли какие-то ритуалы из прошлого, или имена эти стали лишь календарным обозначением.

В первые годы после принятия христианства в ход пошел иудейский календарь, пока на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году по приказу Константина Великого не был составлен первый единый «христианский» календарь, так называемый «пасхалий» (Речь идет о сводных таблицах всех христианских переходящих праздников на несколько лет, а то и столетий вперед).  В 353 году был составлен пасхалий на 200 лет. Когда же эти 200 лет истекли, в 554 году на Двинском соборе, армянская церковь приняла решение отделиться от христианского римского летоисчисления и вести свой собственный календарь. Первым годом армянской эры провозглашался 552 год. Надо заметить, что к тому времени армяне не пользовались римской системой счета. После изобретения алфавита Месропом Маштоцем, мы, так же как греки и финикийцы, создали свою счетную систему при помощи алфавита. Но об этом речь пойдет отдельно. Так была заложена Исконная или Большая армянская эра.  И для того, чтобы понять в каком году мы живем согласно армянской эре, нужно из 2017-и вычесть 552.  По Большой Армянской эре у нас сейчас 1465 год.

Пасхалий, который был принят на Двинском соборе (в армянской историографии он известен как таблица ШЛБ) закончился в 1004 году. Начались сбои и перекосы в календарных расчетах. За дело взялся великий киликийский ученый Ованнес Имастасер. Он устранил неточности и ошибки, составил новый пасхалий, где и заложил начало армянского года в месяц Навасард. Этот временной отрезок в нашей истории называется Малая Армянская эра. Соответственно, чтобы узнать какой у нас год по Малой Армянской эре, нужно из 2017 вычесть 1004. У нас сейчас 1013 год! Но благодаря Ашоту Гарегиновичу Абраамяну мы узнали еще об одной эре - эре Азарии Джугаеци, которая началась в 1616 году. Чем она примечательна?  Эта эра - продолжение старого календаря, но этот календарь был составлен, вернее нашел применение только в восточных общинах нашей диаспоры – в Персии и Индии. Христианский мир к тому времени почти полностью перешел на Григорианский календарь.

Ашот Гарегинович Абраамян поведал нам, что член конгрегации Мхитаристов, историк Гевонд Алишан вычислил год «исхода» Хайка и его семьи из Вавилона.

В 1603-1604 гг. Шах Аббас устроил дикую депортацию армянского населения из восточных наших земель к себе в Персию. Эта депортация осталась в нашей истории под именем «Великий сюргун» и привела к опустошению всей Восточной Армении. Результатом этой депортации стала колония Новая Джуга в Персии и добавилась еще одна глава к истории нашей диаспоры. Шах в Исфахане предоставил широкие льготы «переселенцам». Потихоньку наладилась хозяйственная и духовная жизнь. Но жизнь в чужой стране должна быть согласована с хозяйской.

Налаживанием календаря занялся ученый из Новой Джуги Азария Джугаеци. По его календарю, год начинался 21-го марта, как у персов. Были подобраны и новые имена для месяцев, в строгом соответствии с персидскими именами.

Новая Джуга (Джульфа) - армянский храм в Иране

 Его календарь смело можно назвать природно-земледельческим. Год начинается 21-го марта, как у всех древних языческих земледельцев, в том числе, и персов. Если наш старый календарь до сих пор хранит для нас огромное количество загадок, то календарь Азарии просто подсказывает нам, о каком месяце или времени года идет речь. В этом смысле он почти полностью сходится со старославянским народным календарем. Например, конец октября-начало ноября, славянский Листопад (Листогной) у Джугаеци называется Тереватап (Листопад), декабрь – Стужайло, Саруцял (Леденелый), март – Протальник, Дзюнахал. Можно подумать, что это дословный перевод.

Но только кто у кого переводил? Но Азария сохранил «особенность» нашего календаря - тринадцатый, пятидневный месяц, который в списке Анания Ширакаци называется «Авельяц»- лишний. Азария пристроил его к персидскому месяцу Нихран. И если вы хотите узнать какой сейчас год по эре Азарии Джугаеци?  Правильно, нужно из 2017-и вычесть 1616!

И, наконец, о самом главном. Ашот Гарегинович Абраамян поведал нам, что член конгрегации Мхитаристов, историк Гевонд Алишан вычислил год «исхода» Хайка и его семьи из Вавилона.

Это произошло в 2492 году до нашей эры. На этот раз, чтобы узнать какой сейчас год по эре Хайка, вам придется к 2017-и прибавить 2492.

Нуне Мхитарян