Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Одна из первых марок Советской Армении, с панорамой развалин города Ани

Одна из первых марок Советской Армении, с панорамой развалин города Ани - одной из древних столиц армянского государства. С ракурса, взятого с восточного берега реки Ахурян, справа налево угадываются очертания храма Тиграна Оненца ("церкви с фресками"), кафедрального собора и сельджукской мечети Манучира. (Именно так, с восточного берега пограничной речки, видят покинутый город участники нынешних "ностальжи-туров" из Республики Армения. Вариантов пройти на другой берег прямым и коротким путём - никаких: единственный мост разрушен ещё в средневековье, граница с Турцией закрыта, дипотношений между двумя странами нет и в помине.)

Ани. Мечеть Манучихра, стены цитадели (вдали слева), пограничная река Арпачай (Ахурян) и остатки моста на Великом шёлковом пути. фото Сергея Новикова



В декабре 1921 года для почты первой "красной" республики Закавказья была отпечатана пилотная серия из 16 марок. Автором миниатюр, где серп и молот соседствует с Араратом и Арагацем, древними храмами и рельефами, выступил уроженец Османской империи, армянин из Малатьи Саркис Хачатрян. Тираж печатался не где-нибудь - в Константинополе-Стамбуле, что само по себе поразительно. Дело, видимо, пошло так хорошо, что в тот же месяц вслед за первым константинопольским выпуском заказали и второй, с другими номиналами и сюжетами.

Ани. Руины собора царя Гагика I (фрагмент). Фото Сергея Новикова


Автором, как и в первый раз, стал Хачатрян - художник, учившийся в Риме и Париже, вернувшийся в Турцию и едва уцелевший в ходе Большой резни 1915 года. Оказавшись в Ереване, он создал множество работ с изображениями беженцев и сирот; в Исфахане реставрировал фрески сефевидской эпохи, а позже копировал древние буддийские росписи в пещерах Индии и Цейлона, спасая те от гибели и забвения. Копии выставлялись в Лувре и лучших музеях Америки, многие из этих работ вдова художника передала Национальной галерее Армении. А в 1977 году, спустя 30 лет после смерти мастера, его прах был перезахоронен в ереванском Пантеоне.

Одна марка - а сколько воспоминаний...