Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Так сколько же будем платить за свет?

Средства массовой информации сообщили, что в Армении либерализуют рынок электроэнергии. Проект соответствующей стратегии одобрен 27 июля на заседании Правительства. Программа мероприятий рассчитана на 2017 – 2021 годы.
Еще пару лет назад премьер-министр Овик Абрамян на организованном правительством РА форуме “Экономическая повестка дня-2015” говорил: “Совместно с нашими партнерами — Всемирным банком и Агентством США по международному развитию (USAID) — мы подготовили программу стратегического развития энергетической системы на 2016-2036 годы, которая вскоре будет представлена на широкое профессиональное и общественное обсуждение.”

Армянская АЭС в Мецаморе -  атомная электрическая станция, построенная во времена СССР на территории Армянской ССР вблизи города Мецамор. Состоит из двух энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-440. Установленная тепловая мощность одного блока составляет 1375 МВт, электрическая мощность — 440 МВт. С сентября 2003 года АЭС передана в доверительное управление сроком на пять лет ОАО «Интер РАО ЕЭС».

Но позвольте, Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), специалисты которого работают над поэтапным формированием общего энергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. А мы, выходит, как всегда “пойдем другим путем”?
На сегодня среди стран-членов ЕАЭС, Армения по энергетическому потенциалу находится на последнем месте, производя немного больше восьми миллиардов киловатт-часов, что составляет менее одного процента в общей энергосистеме ЕАЭС. При этом потребляет не всю, а около 90 процентов производимой электроэнергии. То есть 10 процентов может производить на экспорт. И пока экспортируем этот остаток только в соседнюю Грузию и то с перерывами.

Структура производства у нас складывается примерно следующим образом: 42 процента на основе газа (теплоэлектростанции), 26 процентов приходится на гидроэлектростанции и 32 процента производит Армянская АЭС. В будущем к ним добавятся альтернативные источники энергообеспечения (солнечные, ветряные), но они ненамного изменят этот баланс. Пока приостановлены предварительные договоренности о строительстве нового энергоблока Армянской АЭС на 1000 мегаватт, о котором было принято решение в 2009 году, так что и это не повлияет в ближайшее время на общий расклад. Понятно, что цена производимой электроэнергии в зависимости от этого у нас неодинакова, и поэтому пока государством выработаны усредненные тарифы для потребителей. При этом электроэнергию распределяют и поставляют населению и организациям только “Электрические сети Армении”. В Белоруссии, к примеру, нет подобных проблем, там почти 100 процентов электроэнергии производят тепловые электростанции, работающие на газе.

фото www. analitik.am

И, наконец, стало известно, что западные партнеры, и в первую очередь США, готовы предоставить Армении восемь миллиардов долларов для либерализации энергосистемы.

И, наконец, стало известно, что западные партнеры, и в первую очередь США, готовы предоставить Армении восемь миллиардов долларов для либерализации энергосистемы. Озвучивая это, посол США Ричард Миллз уточнил, что сделают это при одном условии – “правительство Армении должно гарантировать соблюдение правил игры”.
Армянскую сторону должна бы насторожить подобная щедрость. Напомню, что государственный бюджет страны составляет десять с половиной миллиардов долларов. Такие колоссальные деньги – 80 процентов бюджета -- не за красивые глаза сулят. По сути США хотят вытеснить с армянского энергорынка Россию и усилить не только свое экономическое, но и геополитическое влияние в регионе. А это вряд ли России понравится. К тому же, завтра ничего не стоит инвесторам потребовать полностью оторвать Армению от российской зависимости и объединить энергосистемы трех республик Закавказья, что очень выгодно для них, и мы ничего ни сможет против этого сделать. Ведь недаром прозвучал намек на соблюдении правил игры.

Либерализация энергосистемы страны обозначает дробление энергообеспечения. По сути – та же приватизация. У энергоисточников будут независимые хозяева, которые будут устанавливать свои тарифы, а энергосетям платить только за доставку электроэнергии потребителям. Потребителям же предоставляется возможность самим выбирать, кому и по какой цене платить за услуги. В результате, как утверждается, конкуренция приведет к снижению цен на энергоносители. 
Но опыт европейских стран, в которых либерализация была проведена почти в полном объеме, (а полностью сделать это пока никому не удалось), уже показал, что желаемого падения цен на энергоносители и электроэнергию не произошло. Разделения энергетических активов приводит только к дальнейшему повышению цен и тарифов.
В некоторых регионах России, где была проведена либерализация, тарифы выросли на двадцать-сорок процентов, и население уже требует вернуться к государственному регулированию цен. Поэтому и Европейскому союзу так и не удалось провести общую энергетическую либерализацию стран, входящих в альянс.

Ваче Габриелян: "Мы идем к либерализации энергетического рынка и хотя цены на энергоресурсы между странами пока не очень низкие, но они все же ниже, чем в других странах за пределами ЕАЭС." www.banks.am

Подорожает ли в результате либерализации электроэнергия для нас? Безусловно, хотя нас заверяют, что это якобы на потребителях не отразится. Но вот что не так давно сказал вице-премьер, министр международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриелян: "Мы идем к либерализации энергетического рынка и хотя цены на энергоресурсы между странами пока не очень низкие, но они все же ниже, чем в других странах за пределами ЕАЭС." 


Киловатт от солнечных электростанций может быть раза в три дороже киловатта от гидроэлектростанции. А если последней в районе нет? Произойдет перераспределение потребителей, и выиграет наиболее экономичный сектор энергопроизводства. Гидроэнергетики от либерализации не останутся в накладе, а в теплоэнергетическом секторе реформы не пройдут гладко. Ведь здесь многое зависит от цены на газ, и придется договариваться с Россией и Ираном. И здесь без государственного регулирования ценовой политики не обойтись.

Энергосистема Армении, конечно же, нуждается в модернизации, и на это потребуются средства. В первую очередь необходимо сократить потери. У нас нет необходимости значительно наращивать энергетические мощности. Бурного роста промышленного производства в обозримом будущем не предвидится, а соседние страны электроэнергией вполне обеспечены. Кому мы будем продавать лишние мегаватты, когда свои не полностью осваиваем? Может лучше сначала обнародовать и обсудить программу предлагаемых западными партнерами мероприятий, понять, насколько она согласуется с программами ЕАЭС и нашей реальностью, а уж потом решать, стоит ли игра с восьми миллиардами свеч? А впрочем, как показал опыт предыдущих лет, наши власти предпочитают действовать по принципу “дают – бери”. Ведь не им же в будущем расплачиваться.

Павел Джангиров