Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Ник Перумов – основатель жанра фэнтези в России

За 24 года литературного творчества из-под пера Ника Перумова вышло более полусотни книг, общим тиражом более 6 млн экземпляров.

Фэнтези - жанр фантастической литературы, кинематографа, живописи, компьютерных, ролевых и настольных игр, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.


Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных.

Любителям этого жанра литературы очень хорошо известно имя Ника Перумова, автора многочисленных книг. Они объединены в серии «Кольцо тьмы» («Эльфийский клинок», «Черное копье», «Адамант хенны»), «Хроники Хьёрварда» («Гибель богов», «Воин великой тьмы», «Земля без радости»),  «Летописи разлома» («Алмазный меч, деревянный меч» (2 тома)», «Дочь некроманта», цикл «Хранитель мечей» («Рождение мага», «Странствия мага» (2 тома), «Одиночество мага» (2 тома»), «Война мага. Том 1. Дебют», «Война маага. Том 2. Миттельшпиль», «Война мага. Том 3. Эндшпиль», «Война мага. Том 4. Конец игры (2 части»).

В серию «Техномагия» включены книги «Разрешенное волшебство», «Враг неведом».

В серию «Империя превыше всего «Череп на рукаве», «Череп в небесах».

У Ника Перумова есть совместные проекты с Сергеем Лукьяненко («Не время драконов») и Святославом Логиновым («Черная кровь»).

В обширном списке наград Ника Перумова – «Фантаст года», лучший фантаст Европы, премии журнала «Мир фантастики» в номинациях «Книга года».

Ник Перумов (настоящее имя – Николай Данилович Перумов) получил широкую известность после своей первой публикации в 1993 году эпопеи «Кольцо Тьмы», действие которой происходит в Средиземье Джона Рональда Руэла Толкина. Ник больше всего известен сериалом о вселенной «Упорядоченное».

За 24 года литературного творчества из-под пера Ника Перумова вышло более полусотни книг, общим тиражом более 6 млн экземпляров. Некоторые из них переведены на польский, чешский, болгарский, словацкий, эстонский, шведский и немецкий языки и изданы в соответствующих странах.

В обширном списке его наград – «Фантаст года», лучший фантаст Европы, премии журнала «Мир фантастики» в номинациях «Книга года».

Николай Перумов родился в Ленинграде 21 ноября 1963 года. Как рассказывает писатель, по отцовской линии фамилия «Перумов» восходит к армянскому дворянскому роду, представитель которого переехал в Россию в начале XIX века; со стороны матери предки Перумова — столбовые дворяне, получившие дворянство ещё до Петра. Отец писателя, Даниил Александрович Перумов (умер в 2012-м), был доктором биологических наук. Николай окончил кафедру биофизики физико-механического факультета Ленинградского политехнического института по специальности инженер-физик. Занимался молекулярной биологией и десять лет отработал в Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов. Помимо прочего, Перумов участвовал в разработке методов лечения пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС детей.

Книги Перумова заняли очень ослабленную нишу литературы для детей и юношества, переставших читать те романы, на которых росло много поколений людей как в СССР, так и до его образования. Мы думали, что романы Александра Дюма, Роберта Стивенсона, Даниэля Дефо, Жюля Верна, Вальтера Скотта будут востребованы вечно, но этого не случилось.

Писать начал в конце 1970-х годов. В то же время увлёкся фэнтези и фантастикой, в особенности книгами Толкина, которые читал в оригинале и делал собственный перевод. Был участником толкинистского движения, а также частым посетителем сети Фидонет под псевдонимом «капитан Уртханг», воин-орк.

Безусловно, книги Перумова заняли очень ослабленную нишу литературы для детей и юношества, переставших читать те романы, на которых росло много поколений людей как в СССР, так и до его образования. Мы думали, что романы Александра Дюма, Роберта Стивенсона, Даниэля Дефо, Жюля Верна, Вальтера Скотта будут востребованы вечно, но этого не случилось. Возможно, это произошло потому, что со сломом Советского Союза рухнул и пласт литературы, которая воспитывала идеалы романтизма.  Жюль Верн, писавший свои романы в своем кабинете, был сброшен с «корабля современности», потому что в 90-е люди стали много путешествовать. И произошло то, о чем говорил Владимир Маяковский: «Путешествия заменяют мне чтение книг».

К тому же творчество Ника вписано в социальный контекст. Согласитесь, что мушкетеры, добывающие подвески для королевы, или борец за свободу своего народа, плавающий в «Наутилусе», не должны быть героями для подрастающего поколения 90-х, 2000-х, 2010-20х. Даже прекрасно написанная романистика прошлого будет рано или поздно стоячей водой.

Итак, мы посмотрим на творчество Перумова через его один роман «Семь Зверей Райлега. Тёрн». Главными героями являются трое: Тёрн – воин, философ, маг из народа дхуссов, человекоподобное существо, «девушка», сидха Нэисс, тоже человекоподобная Гончая, завербованный злыми силами страны Некрополис  агент Стайни.

Книга начинается легендой, версией космогонии «О сотворении сущего» (предание сидхов). Конечно, описание жизни этого фантастического находится под обаянием сиддхов, сверхъестественных сил, способных творить чудеса (термин в книгах по йоге и буддизму).

                         О сотворении Сущего (предание сидхов)

Вначале не было ничего. Ни земли, ни неба, ни воздуха, ни воды. Бесформенным и невоплощенным заполнено было всё, и ничего, кроме него, не было. А началось всё с желания, что стало первым семенем; из него проросла же мысль.

Желание и Мысль – вот что изменило Хаос. Изменение породило движение, движение породило силу, а сила – сознание.

В невообразимой глубине Хаоса возникли Безымянные, и четверо их было. Неведомы нам ни их прозвания, ни вид их, одно лишь знаем мы точно – что они есть.

И один из них, воплотившись, стал Землей, а другой – Воздухом. Водой – третий, а четвертый – Исполинским Древом, выросшим на этой земле и впитавшим в себя эту воду, дышащим этим воздухом. На древе том распустились почки, и покрылось оно великим изобилием листьев, бесконечно много их. Эти листья и есть миры: как листья, плоски они, и, как листьев, бесконечно много их. И солнце, встающее над нашими головами, - это капельки Истинной Влаги, в которых отражается Истинный Свет. Иной спросит – свет чего же отражают капли сии и не откроется ли тут лукавство древнего предания? Не кроется, ответим, ибо Истинный Свет потому и Истинен, что незрим, разлит повсюду, всё пронзает, даруя жизнь, как и учат посвященные. Лишь отразившись в чём-то, может он быть явлен нам. Откуда проистекает он? Сие есть тайна, ведомо только, не имеет он источника, вольно струясь от края и до края пределов вечноизменчивого Хаоса. Неучтожимый, несотворенный.

Огромны наши миры, и дано обычным смертным жить в них, но не странствовать меж ними. Таковое – удел Безымянных, что, воплотившись в Землю, Воздух, Воду и Древо, отделились потом от своих воплощений, приняли различные облики и с тех пор, говорят, всё скитаются по сотворенному ими, наблюдая за теми, кому дали жизнь и дыхание. А для чего они это сделали – то нам знать не дано.

Хаос же остался. Но, раз начав изменяться, уже не мог остановиться. Возникли многие планы бытия, непонятные нам. Сейчас же одни их них населены, другие пусты. Особые силы и таланты потребны, чтобы рожденный на одном из листьев-миров смог проторить дорогу в иной мир и уже тем более на иной план.

Неисчислимы листья на Великом Древе, бесконечно и число бытийных планов, возникших во Всеобъемлющем Хаосе. Неуничтожимо сознание, вечен наш путь, и никто не ведает конечной цели его.

Продолжение следует…