Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Как сложилась судьба Курьера из фильма Карена Шахназарова?

На съемки фильма "Курьер" (реж. Карен Шахназаров) своего одноклассника - Федора Дунаевского, привела актриса Анастасия Немоляева. В прошлом году легендарному фильму исполнилось 30 лет. 

Федор окончил лучшую школу Москвы (спецшкола № 875 с эстетическим уклоном. Учился в театральной студии, играл на скрипке, трубе, пел в хоре. Семья — научная интеллигенция.

Одноклассники Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева 

После «Курьера» Федор снимался в фильмах «Дорогая Елена Сергеевна» и «Небеса обетованные». В начале 90-х уехал в Германию, а потом — в Израиль, где продержался два сезона в местном театре. Через некоторое время поступил на курс Сергея Соловьева во ВГИК. Вместо кино предпочел заняться бизнесом в Израиле и Италии. В 2015 году вернулся в Москву.

В одном интервью он признался, что на своего героя совсем не похож. "По характеру я жесткий, бескомпромиссный. И по отношению к другим, и к себе. А Иван — вяленый такой. И еще он склонен к эпатажу, что мне абсолютно было несвойственно. Понятно, что какие-то совпадения присутствуют. У него в фильме родители разводятся. И у меня разошлись. Но на этом и все, наверное".

Кате скучно и пусто в компании Ивана, выпивающих, монотонно и серо предстающей перед ней, дочкой профессора. Точно так же Иван чувствует себя и на ее «этаже» существования. Он поэтому так вял, неэмоционален, потому что в принципе речь идет об одной и той же затхлой, вымороченной  среде.

«Отцы» поколения, сыгранные Олегом Басилашвили, Александром Панкратовым-Черным и Владимиром Меньшовым все время допрашивают с пристрастием «детей». При этом последние, уставшие и состарившиеся уже в юности, не находят ничего лучше, чем молчать или издевками намекать на их никчемность и несостоятельность.

Впрочем, Шахназаров вводит в сюжет еще третий метафизический план – логово убитого леопарда, чей дух жив. Эти сцены снимались в Подмосковье, на песчаных карьерах. Эта будоражащая воображение поэтика  притягивает Ивана: в Африке работает ушедший из семьи отец, и так или иначе он пытается приблизить свою московскую жизнь к нему. Вторая  причина осмыслена режиссером – искомая свобода Ивана образно встроена в пустыню.

Поразительно, что пересматривая фильм, понимаешь, что он – вневременной. Он хоть и снят в антураже 90-х, но «курьер» - это проводник по этим временам, то есть безвременьям. Афганистан, Чечня, Сирия,  и напротив человеческих трагедий, сломанных судеб – аморфная человеческая масса из молодых тел, одетых в брэндовые тряпки, вяло перелистывающая страницы модных журналов…

Сцена встречи - «поединка» Ивана и афганца, возвращающегося с войны, из некоторых кинопоказов была вырезана. Здесь нет прямого противостояния, но два взгляда перекрещиваются, как на дуэли. Глаза афганца с обожженным лицом, который всматривается в дворовую тусовочную пустоту,  и глаза Ивана, который завтра может тоже попасть в пекло войны – и, возможно, он, устав от того, что в столице с ним ничего не происходит, ждет этого, хоть и страшится.

 Когда играл Ивана Мирошникова, то вспоминал образ Холдена Колфилда из романа «Над пропастью во ржи». Хотя, как говорит актер,  для Карена Шахназарова ни о каком Колфилде речи не было. Федор сам проработал внутри этот образ. Карен Георгиевич хотел, чтобы Федор никак физиономически ни на что не реагировал, ничего не выражал. И в моем случае на 80 процентов роль сделана голосом, при озвучке. Все эмоции в голосе. Лицо нейтрально.

Многие фразы, вошедшие в фильм, Федор придумал сам. Ну, например,  «А можно я вас папой буду называть?»

В фильм не вошли две сцены: сон Ивана,  где он получает Нобелевскую премию. Потом режиссеру показалось, что Ивану чуждо тщеславие. 

Все эмоции в голосе. Лицо нейтрально.

 А вторая — сцена, где мама приводит Ивану психолога. Его исполнил замечательный артист Петр Щербаков, сыгравший саксофониста в фильме «Мы из джаза». Мой герой решил не расстраивать маму и поговорить с психологом. Но в итоге во время беседы вспылил и ушел, ничего из этой затеи не вышло.

 

В 2015 году Федор вернулся в Москву. Говорит,  Родина потянула. "За границей я себя изжил. С иллюзиями покончил. В Израиле я разочаровался — люди там испортились: прежних романтиков с идеалами уже нет! Хотя я продолжаю жить на три страны. В Израиле у меня сестра, куча родственников. В Италии дом большой, бизнес, друзья. В Москве я снимаюсь в сериалах. Вообще, я живу в своем мире, в котором нет и не было никаких внешних границ".

А судьба его друга по фильму Базина сложилась трагично. Владимира Смирнова, предводителя довольно большой молодежной группировки, в 90-е годы его убили — расстреляли среди бела дня.

Актриса Анастасия Немоляева вышла замуж за Вениамина Скальника, имеет троих детей.

Вместе с мужем занимается дизайнерским бизнесом. Активно сотрудничает с многими известными галереями Москвы. Её работы (стекло, дерево, мебель) находятся в частных собраниях в России, Франции, Великобритании, Японии, Италии и других странах. Несколько работ А. Немоляевой находятся в Российском музее наивного искусства. В 2005 году приняла участие в художественной акции "Парад коров"  в Москве. C 2000-х годов Анастасия не работает в театре и изредка снимается в кино.

Подготовила Валерия Олюнина