Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

История одной фотографии: Карен Шахназаров в армии

На этой неизвестной фотографии режиссер Карен Георгиевич Шахназаров, который не так давно отметил свое 65-летие. 

Карен Шахназаров с отцом Георгием Хосроевичем. 

Здесь ему не 18 лет, а уже 23. Или  чуть больше. Он уже отучился на режиссерском факультете ВГИКа, хотя многие думали, что он поступит в элитарный МГИМО. Все же его отец Георгий Хосроевич Шахназаров был высокопоставленным чиновником, юристом, доктором наук, политологом, трудившимся с Андроповым и Горбачевым, писателем.

В 1975 году Карен получил диплом и, не без помощи отца, попал в штат «Мосфильма» в качестве режиссера-ассистента. В последующих интервью он не скрывал, что в начале его творческой биографии отцовская должность не раз помогала преодолевать некоторые барьеры, хотя от цензуры не ограждала.

Год он отслужил в армии, где, по его словам, понял, что человек, имеющий оружие, априори чувствует свое превосходство над другими людьми. 

Конечно, этот опыт был впоследствии востребован Кареном Георгиевичем, когда он снимал фильм "Белый тигр". Этот фильм нельзя, конечно, считать традиционным военным фильмом, поскольку там есть фантастический элемент. 

Карл Кранцовски в роли Гитлера в ленте Карена Шахназарова "Белый тигр" (2012)

Карен Георгиевич снял "Белого тигра" по мотивам романа Ильи Бояшова «Танкист, или „Белый тигр“» в 2012 году, он повествует о событиях времён Великой Отечественной войны. Эта лента является первой работой Карена Шахназарова о войне, и самым масштабным проектом режиссёра.

Посвящён отцу режиссёра — Георгию Шахназарову, участнику Великой Отечественной войны, ушедшему на фронт в возрасте восемнадцати лет, его боевым товарищам, всем ветеранам ВОВ и всему поколению советских людей того времени.

О фильме "Белый тигр" Карен Георгиевич говорил: " Это очень своеобразная работа – делать фильм о войне, но для меня было очень важно ее проделать, «попробовать» эту тему, поскольку я считаю, что если режиссер не снимал фильма о войне, то он очень много о себе не знает. Конечно, это физически тяжело, потому что, хочешь - не хочешь, а приходится работать в сложных условиях, по колено в грязи и пыли. Но это и безумное эмоциональное напряжение. Поэтому те приемы, которые ты заимствуешь из других жанров, здесь не работают, это важно понимать.

Конечно, это другой жанр, и другой взгляд на войну, но так и должно быть, с этим ничего не поделаешь. Я гораздо с большим восхищением отношусь к советским военным фильмам. Мы с Бородянским довольно сильно изменили повесть, очень серьезно поработали над сценарием и переписали его практически полностью. Неизменным осталась лишь основная история, сюжет и как-раз-таки это противостояние, ради которого я, можно сказать, и взялся за фильм. Там есть такой момент перерождения главного героя, когда он превращается в идеальное орудие войны". 

Для самого же Карена Георгиевича любимыми фильмами о войне остаются "Летят журавли" Михаила Калатозова и "Баллада о солдате" Григория Чухрая.