Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Летчик-испытатель Константин Арцеулов: внук Айвазовского, покоривший небо

Летчик-испытатель, художник, внук Ивана Айвазовского. В день рождения Константина Арцеулова.

Константин Арцеулов сидит на руках своего отца Константина Николаевича Арцеулова. Рядом — Иван Айвазовский, внук Михаил Латри, стоит внук Александр Латри и Николай Арцеулов в матросской форме

В первом браке с англичанкой Юлией Гревс у Ивана Айвазовского родились четыре дочери — Елена, Мария, Александра и Жанна. Жанна вышла замуж за потомственного моряка Константина Арцеулова, кораблестроителя и конструктора броненосного флота. Отец Константина — Николай Арцеулов — был инженером-кораблестроителем, проектировщиком и строителем парусно-винтовых и первых броненосных кораблей Российского императорского флота.

У Константина Арцеулова и Жанны Айвазовской родились двое сыновей — Николай и Константин. Николай пошел по стопам отца, стал строить корабли. Сказались еще и гены со стороны матери: он, как и его известный дедушка, стал художником-маринистом.

Младший сын Константин покорил другую стихию, воздушную. Он стал летчиком. Талант художника проявился и в этом внуке Айвазовского. Константин Арцеулов, член Союза художников СССР, оформил более 50 книг, был ведущим художником журнала «Техника — молодёжи», 240 номеров которого он проиллюстрировал. Арцеулов работал и в других журналах: «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Константин Арцеулов — автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе.

Советский летчик-испытатель, писатель Марк Галлай посвятил Константину Арцеулову книгу «Жизнь Арцеулова». Вот что он пишет о нем:

«Многое, очень многое сделал этот человек в своей жизни.

Но все же главное свершение, о котором неизменно вспоминает каждый авиатор, когда заходит речь об Арцеулове, — это, конечно, штопор. Недаром почти все статьи и очерки, посвящённые Константину Константиновичу, озаглавлены: „Победитель штопора“, „Первый штопор“, „Как был покорён штопор“…

Штопор!… Он стал истинным бичом молодой, едва вступившей во второе десятилетие своего существования авиации!»

Константин Арцеулов родился в Ялте в 1891 году. В 1906–1908 годах он учился в Морском кадетском корпусе, после чего работал на авиационном заводе С. Щетинина в Санкт-Петербурге, одновременно учился в летной школе и занимался планеризмом. В воздух Константин Арцеулов поднимался на планерах собственной конструкции. В 1911 году он получил диплом пилота-авиатора.

Константин Арцеулов

Уже после начала Первой мировой войны, в 1915 году, Арцеулов сдал экзамен на военного летчика. Он совершил около 200 разведывательных полетов, успешно провел 18 воздушных боев.

В 1916 году Арцеулов был назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью того же года он впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопор и вывел его из штопора. (Штопор — неуправляемое движение самолета по спиральной траектории малого радиуса на закритических углах атаки.) «Штопор Арцеулова», ставший фигурой высшего пилотажа, в дальнейшем был включен в курс обучения летчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолета в бою и уменьшило число жертв в авиации.

После революции 1917 года началась эра советской авиации. Революция застала Константина Арцеулова в Крыму. В 1920 году он получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов. Одним из его учеников был Валерий Чкалов, будущий командир экипажа самолета, который в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

В 1923 году Константин Арцеулов испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н.Н. Поликарпова. Арцеулов был среди пионеров советского планеризма. Им были разработаны и построены пять планеров собственной конструкции.

В 1925 году в составе советской команды Арцеулов участвовал в соревнованиях планеристов в Германии. В 1927 году был переведен в гражданскую авиацию для работ в области аэрофотосъемки и ледовой разведки. Он собственноручно провел аэрофотосъемку многих удаленных районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали).

Репрессии 30-х годов не обошли Арцеулова стороной. В 1933 году он был необоснованно осужден к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Через четыре года, в 1937-м, его реабилитировали.

По возвращении началась творческая часть жизни Константина Арцеулова.

Не стало «покорителя неба» в 1980 году.