Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Таги — синтез музыкального и стихотворного искусств средневековой Армении

Другой жанр средневековой армянской музыки, который Армянский музей Москвы хотел бы представить вашему вниманию, — таги.

 

Они представляют собой в основном сольное и одноголосное, продолжительное по времени исполнение песен. Таги принято считать также особым жанром профессиональной богослужебной музыки в Армении в период Средневековья. Это один из четырех основных жанров церковной музыки Армении, первые образцы которых датируются V веком.

В 1513 году усилиями многочисленной армянской диаспоры в Венеции вышел в свет первый напечатанный сборник светских тагов — «Тагаран»

Истоки искусства тагов прослеживаются в гусанском творчестве, а также в крестьянской музыке. Согласно исследователям армянской средневековой музыки, изначально таги являлись поэтической проповедью, символической интерпретацией событий земной жизни Христа и его деяний.

Большинство тагов было привязано к календарю церковных праздников и исполнялось во время богослужения. Однако нельзя путать духовные таги с шараканами, о которых мы писали ранее. В отличие от шараканов духовные таги исполнялись во время различных празднований и церемоний для предания определенному событию торжественности большей значимости, следовательно, они не были каноническими песнями.

В X веке искусство создания и исполнения тагов религиозного жанра переживало бурный расцвет, благодаря самому яркому представителю этого искусства — Григору Нарекаци. Сохранилось, к сожалению, всего несколько светских тагов Григора Нарекаци («Телега спускается с горы Арарат», «Очи-море» и другие). Хачатур Таронаци и Нерсес Шнорали тоже являлись выдающимися творцами тагов в XII веке. Новый расцвет в развитии тагов обусловлен созданием в XII веке более совершенной нотописи, что позволяло записывать сложные мелодии тагов с большей точностью.

Духовные таги сохранились в сборнике «Гандзаран», созданном в конце XIII века Мхитаром Айриванеци. Начиная с XIV века, религиозный таг постепенно уступает светскому. Параллельно с религиозным жанром распространилась традиция создания светских тагов. Фрик был самым выдающимся представителем светского жанра тагов в XIII веке.

В 1513 году усилиями многочисленной армянской диаспоры в Венеции вышел в свет первый напечатанный сборник светских тагов — «Тагаран». В работах некоторых исследователей можно найти утверждение, что последним создателем светских тагов был Наапет Кучак (XVI век), однако, создание и исполнение таких произведений можно встретить и в XVII–XVIII веках. Петрос Капанци был выдающимся представителем периода XVIII века. «Журавль» — самый выдающийся образец тага позднего периода (XVII век).

В качестве особого жанра светской музыки таги просуществовали вплоть до XIX века. Следует подчеркнуть, однако, что именно в эту эпоху увеличивается количество исполнителей тагов, а также исследователей музыкального наследия средневековых рукописей и манускриптов. Среди видных музыкальных теоретиков того времени были Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци и Мхитар Себастаци.

Лусине Мелконян

 

Библиография:

1.     Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Ленинград, 1958.

2.     Тагмизян Н.К. Предисловие к книге: Шаракан. Перевод Сурена Золяна. Из армянской поэзии V–XV вв. (Сборник). Ереван, 1990.

3.     Тагмизян Н.К. Музыка в древней и средневековой Армении (на арм. яз.). Ереван, 1982.

4.     Чолакян М. Писал я, чтобы слова дойти могли. «Мост»: интернет-приложение к газете «Голос Армении».