Зачем турецкий поэт Хайдар Хюсейн извинялся за сбитый самолет?
Как сообщают федеральные СМИ, 11 июля новый посол РФ в Турции Алексей Ерхов провел брифинг в МИД России по проблематике российско-турецких отношений.
Алексей Владимирович сообщил, что в Турции продолжается расследование убийства его предшественника Андрея Карлова.
Сегодня пришла другая благая весть: 200 российских туристов выставлены из турецкого отеля раньше срока.
По уклончивым словам посла, «российские компетентные органы поддерживают контакты с турецкими коллегами».
Он также добавил, что после произошедшей трагедии соответствующие ведомства России и Турции предприняли необходимые шаги. "Приняты достаточно серьезные меры по укреплению безопасности российских загранучреждений в Турции, они носят комплексный характер", - сказал дипломат. "Поэтому демонстрировать какой-то страх и опасение, наверное, было просто неправильно в этой ситуации", - подчеркнул Ерхов.
Алексей Ерхов также сообщил, что интересы Турции и России во многом совпадают. По его словам, необходимо, чтобы сотрудничество и отношения между нашими странами развивались по всем направлениям и на всех уровнях. Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой Ерхов на предстоящую командировку, "будет обеспечение дальнейшего наращивания динамики двустороннего сотрудничества и двусторонних отношений".
На вопрос, как он оценивает уровень террористической угрозы в Турции в настоящее время, Алексей Ерхов ответил, что "современный мир вообще очень опасен и нет ни одной страны, которая могла бы считать себя полностью свободной от угрозы терроризма". Поэтому граждане РФ, направляясь в любую страну, включая Турцию, должны соблюдать разумные меры безопасности.
Ну что же, хорошие новости, свидетельствуют о том, что дипломаты перестали напускать туман: да, в Турции для россиян опасно. Надеюсь, не будут выглядеть цинично, в том числе и для родственников погибшего Андрея Карлова, слова: по большому счету, России наплевать, как зовут убийцу. Догу или Мехмет. Неважно, сама Турция стала во многом казаться нам может быть, не открыто враждебной, а зыбкой, болотистой. У нас была иллюзия, что мы понимаем турков, пусть торгующихся с нами на своих рынках, улыбающихся, согласно кивающих.
Но давайте признаемся: мы не знаем, с кем имеем дело. Оттого мы не полюбить их не можем, не возненавидеть. Пластелиновое месиво, которое заполняет пустоты между эпицентрами отрытой вражды.
Вспомним трагический факт гибели наших детей над Боденским озером. Это произошло в ночь с 1 на 2 июля 2002 года. Мы также не получили извинений, ждали 2 года. Почти как Согомон Тейлерян.
Потерявший семью Виталий Калоев убил в 2004 году авиадиспетчера Петера Нильсена, посчитав его виновным. Но это не нарушило отношений России и Швейцарии. Они стабильно параллельны.
Ситуация с Турцией будет всегда на пределе: оба государства, и Россия, и Турция в большей степени, ментально дрейфуют: то наползают друг на друга, то отступают. Тут не до пешек, которых разменяли: два лётчика F-16 ВВС Турции, сбившие российский Су-24, были арестованы 19 июля 2016 года за участие в попытке госпереворота.
Ну и что?
В Турции живет 70 миллионов, сколько сотен тысяч из них могут быть для нас опасными?
То, что Россия и Турция, по словам Ерхова, обмениваются паролями и явками, очередным потенциальным жертвам этого стратегического союза ни холодно, ни жарко – это дипломатическая стоячая вода.
Мы начинаем привыкать, что угроза терроризма – это привычный гормональный фон.
Но давайте поставим вопрос: туркам в России что-нибудь угрожает? Нет.
Получается, что российским гражданам угрожают дважды: у себя на родине и в самой Турции, куда они пока имеют право ехать без виз. Граждане Турции посещают Россию по визе. Как говорят специалисты, двусторонние переговоры об облегчении режима зашли в тупик в конце 2016 года. Нельзя исключать, что Эрдоган не введет визовый режим в ущерб турпотоку.
Самым фантастическим фрагментом речи посла выглядит пассаж о том, что Россия и Турция будут развивать взаимодействие в борьбе с терроризмом и регулирование сирийского кризиса.
«Турция непосредственно находится в этом регионе, ее граница больше 900 километров. Люди, горящая земля совсем рядом с Турцией. И естественно мы с Турцией активно взаимодействуем и будем активно взаимодействовать именно того, что касается зон деэскалации, мониторинга режима прекращения огня», – сказал Ерхов.
В конце главная новость встала в речь посла, произнесенная по принципу перевернутой пирамиды.
России и Турции предстоит реализовать два совместных проекта – строительство атомной электростанции «Аккую» и газопровода «Турецкий поток».
А вот данные по туристическому железному потоку.
В апреле перед референдумом было зафиксировано его снижение на 20 – 30 %. Но сегодня ситуация вновь стабильна. То есть россияне по-прежнему выбирают Турцию как место традиционного отдыха. Среди других стран-лидеров Греция, Кипр, Тунис, Испания, Болгария, Италия.
За январь – июнь 2017 года в Анталию, по данным местного аэропорта, прилетело 1,3 млн россиян. Именно российских туристов оказалось больше всего на анталийских курортах, свидетельствует статистика: их доля за полгода составила 38%, что гораздо больше доли немцев (17%) и украинцев (8%).
Ассоциация туроператоров России прогнозирирует, что за весь 2017 год в Турцию приедет 2,3–2,5 млн россиян. Есть другие цифры: – 3–3,5 млн.
Мы все понимаем, что эта вынужденная стабильность продержится до конца сезона – до сентября. Все эти разовые акции в виде извинений по принципу шаг вперед, десять назад уже не имеют никакой роли.
Это не покаяние и даже не его имитация.
То, что в Турции есть интеллектуалы, признавшие Геноцид армян, или поэт Хюсейн Хайдар, извинившийся в стихотворении за гибель Олега Пешкова «перед великим русским народом», перед его матерью, лично мне кажутся одиночками. Такими же, как и Акром Айлисли, скрывающимся от мира.
Валерия Олюнина
фото Риа-Новости