Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

В Армянском музее Москвы прошла лекция об амшенских армянах

В Армянском музее Москвы и культуры наций прошла лекция юриста, культуролога Инессы Тащян. Инесса – известный в армянской общине Москвы активист, поддерживающий тему культурного диалога России, Армении и амшенцев.

Увлекаться языком, культурой амшенцев (хемшилов) Инесса начала за долго до того, когда в Москву приехала делегация амшенских армян, проживающих на так называемом Караденизе (Черноморское побережье Турции), из Киргизии, Краснодарского края на концерт группы «Vova» в июне 2013 года. Эту встречу организовывала Ассоциация амшенских армян, которая объединяла амшенцев России, Турции, Абхазии, Киргизии.

Первые исторические и лингвистические знания Инесса получила от своей бабушки, которая родом из Трапезунда. А также информационные материалы можно было читать в газете «Еркрамас» - главном медиа  армян Краснодарского края, среди которых проживает большое количества выходцев из Амшена.

На лекции Инесса раскрывала свой опыт приближения к подлинным истокам армянской амшенской культуры, связанных с поездкой на Карадениз и в Стамбул. Она побывала в Ризе, Хопе, Артвине, Анкаре, Батуми, всюду изучая ментальность армян, проживающих в Турции, в Аджарии, а также особенности их ассимиляции.

 

По ее мнению, сегодня к турецким амшенцам нужно относиться как к этносу, находящемуся в зоне риска. Все - таки неустойчивая турецкая политика в адрес криптоармян может нести угрозы амшенцам, которые были исламизированы задолго до Геноцида армян. Они уцелели не только благодаря обращению в новую религию, но компактному проживанию высоко в горах, занятости по большой мере сельским хозяйством (выращивание  чая на высокогорных плантациях, производство меда). Аутентичная деревня Хопа, где побывала Инесса, произвела на нее впечатление своей древней сакральностью и простотой жизненного уклада. Чем моложе амшенцы, тем больше они склонны называть себя частью армянского народа. Инесса Тащян была свидетелем, как в Стамбуле можно встретить просто танцующих амшенцев свой круговой танец хорон.

В то же время большая часть амшенцев не считает себя ни турками, ни армянами, хотя турецкая идеология подчас заставляет их признать свое «происхождение» из Центральной Азии, откуда вышли и другие тюркские племена. Среди амшенцев Турции есть и социалисты, настольной книгой которых является «Капитал» Маркса.  

На встрече собравшиеся обсуждали, почему захлебнулась инициатива переезда хемшильских семей из Джелал-Абадской области Киргизии. Несколько лет назад их лидер Руслан Дурсунович Карабаджак приезжал в Арцах, где на уровне местных властей шло обсуждение, как переселить в Лачин эту немногочисленную общину. Но дело не пошло, поскольку речь шла об исламизированных армянах.

По мнению Тащян, армяне упускают возможности настоящего объединения с амшенцами, поскольку для них зачастую остается ключевым религиозный фактор. Инесса считает, что армяне должны объединяться, не смотря на разное вероисповедание. «Разве Тигран Великий не был армянином?» спрашивает она. «Но ведь он же не был христианином».

Инесса Тащян рассказывала не только об особенностях ментальности и обрядовых культах Амшена, но и о своем опыте изучения амшенского диалекта армянского языка, самого близкого к грабару. Помощь ей оказывает ведущий специалист в этой области, лингвист Сергей Варданян, который проживает в Ереване.

Дискуссия, развернувшаяся после лекции, затронула и темы депортации хемшилов в ноябре 1944 года, и перспектив сотрудничества хайастанских, российских армян с амшенцами, и причины непонимания друг друга и даже отторжения. Сегодня, когда возросли угрозы на Ближнем Востоке, но в то же время ощутима деятельность таких лидеров, как Гаро Пайлян, жизнь амшенских армян требует нашего внимания и информационной поддержки.

Валерия Олюнина