Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Святая София: Храм Премудрости Божьей

Это первое , что приходит на ум после упоминания Стамбула- храм св. Софии.  И хотя  сейчас он называется Айя София, для верующих христиан он по-прежнему храм, а город так и остался Константинополем. Со дня его основания утекло очень много воды, да и сам храм сегодня перестал быть духовным заведением и превратился в музей. Но в наших умах  он сохранился как символ мощи и нерушимости человеческого духа, направляемого рукой Господа.

Святая София. Фото Александра Бурого

 

Храм является ровесником Константинополя. Заложенный в 327 году тогда еще  язычником Константином, перестроенный и отделанный в 533-537 гг. Юстинианом, он стал не просто кафедральным собором первой христианской империи, он стал  примером для подражания для всех государей молодой Европы, а больше всего - для князей древнерусского государства. Именно русское объяснение и открывает смысл названия - «Храм премудрости Божьей». Мудрость Божья - проводница и защитница всех сильных. Можно предположить, что путь к византийскому наследию на Руси был заложен именно Ярославом, постройкой новгородского, а затем и киевского соборов св. Софии, а принцесса  София, жена Ивана III, лишь завершила этот путь.

Константинопольская София ведь тоже изначально была небогатой и невеликой. И как представительница и хранительница своего наследия она на себе перенесла и сохранила все, что выпало на долю империи. Для возвеличения своей власти при построении собора Юстиниан не пожалел ничего: были призваны лучшие архитекторы - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.

 

Мозаика в Святой Софии. фото Александра Бурого

Три годовых дохода казны были потрачены на строительство, были вывезены украшения даже из древних языческих храмов - восемь порфировых колонн из римского храма солнца и восемь мраморных колонн из Эфесса, цвета малахита. 27 декабря 537 года в храме прошла первая рождественская литургия. «Соломон, я превзошел тебя»,- воскликнул Юстиниан, - но лукавил. Он прекрасно понимал, что строить быстро, это значит строить дешево, то есть не тянуть время и тратить лишние деньги. При всей поражающей красоте, при установке купола были допущены ошибки и через несколько лет землетрясение разрушило часть храма. Второй тяжкий удар случился в 989 году, когда обвалился купол храма. Для восстановления купола император Василь пригласил  армянина Трдата, архитектора анийского королевского двора, знаменитого на всю Малую Азию мастера. Его имя упоминает историк Степанос Асогик, современник Трдата, он же свидетельствует, что перед тем, как начать работы, Трдат построил макет будущего храма, а при работе изменил пропорции купола, сделав его еще выше (периметр купола больше 31 метра).

Храм украшался из года в год, становясь все богаче и краше. Каждый император отмечал свои победы и достижения пышными дарами и архитектурными изысками. С победой над иконоборцами начинается время мозаики. Все паломники, побывавшие в храме,  изумлялись его богатству и роскоши, невольно свидетельствуя, что Дом Божий со временем превратился в  витрину тщеславия и богатства, а также кладезь достижений в искусстве.  Для иных правителей становилось делом чести и доказательством собственного  могущества построение такого же храма.  Закладываются основы  западноевропейского христианского зодчества, храм становится показателем  не  духовного превосходства,  а статуса, а также уровня важности тех или иных дипломатических актов.

Например, прием послов Владимира, или «великая схизма» - раскол церкви на православную и католическую в 1056 году, когда патриарх Михаил Керуларий проклял папского легата Гумберта прямо в храме.

Высокий статус рождает конкуренцию и зависть. Принято считать, что Константинополь разрушили турки-османы. Но очень часто забывают упомянуть взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году по наущению Венецианской республики. От «покорения» христианскими рыцарями столица восточного христианства уже не оправилась. И взятие храма турками в 1453 году было не началом конца, а концом начала.

По преданию, 29 мая 1453 года султан Мехмет II на коне въехал в наполненный кровью храм.   Там шла служба. Мехмет окунул руку в кровь и поставил на стене отпечаток своей пятерни. Тогда разверзлась стена амвона и спрятала под собой священнослужителей. Так начинается история мечети Айя София  в Стамбуле. Позднее к храму были пристроены минареты, причем два западных минарета были построены придворным архитектором Селима II и Мурада III, армянина по происхождению, Синаном. Внутри были построены мехраб, минбар (кафедра для пятничной проповеди имама), появились  исламские изречения в подкупольном пространстве.

Были спрятаны под штукатуркой изумительные по своей красоте мозаики, хотя, быть может,  благодаря  этому они и сохранились до наших дней.  По образцу и подобию Айя Софии были построены другие мечети.

Только В 1847 году по распоряжению Абдул Меджида II храм был отреставрирован, а в 1935, по распоряжению Мустафа Кeмаля, превращен в музей.  В 1985 году храм включен в состав всемирного наследия ЮНЕСКО, ведутся определенные работы. Уже открыты нацарапанные воинами-викингами руны, а изображения на куполе, где по преданию архитектор Трдат оставил  свидетельства о проделанной работе, все никак не откроют.

Нуне Мхитарян

фото Александра Бурого