Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Рачия Рухкян - создатель образа Саят-Новы

Не смотря на все сопротивления погоды, лето по календарю вступила в свои права, и впереди нас ожидают теплые, яркие и цветастые события, присущие этому времени года. Будем надеяться, что наши ожидания оправдаются, ведь впереди у нас праздник абрикоса, Вардавар, и еще один праздник, заложенный великим Туманяном- праздник роз или праздник Саят-Новы.

Поколение 60-х наверняка помнит одно яркое и обязательное украшение квартир в Армении конца 60-х, начала 70-х годов: накидку на экран телевизора, новшество, появившееся вместе с массовым распространением самих телевизоров. Обычно на нем был изображен человек в национальном костюме, с пером в правой руке и кяманчой - в левой. С удивительно красивыми, явно восточными чертами лица, этот человек напоминал повзрослевшего, возмужавшего амура или херувима с картин мастеров Возрождения, являя ту абсолютную красоту, к которой не применимы понятия «мужская» или «женская». Это был портрет армянского ашуга-песенника XVIII века Саят -Новы, великого поэта, реформатора ашугского певческого искусства народов Закавказья, придворного музыканта кахетинского царя Ираклия 2-го.

Автор картины- армянский советский художник Рачия Рухкян. Он не просто автор, он создатель этого образа. История, народная память донесли до нас творчество великого ашуга, но не его портрет. Портрет этот был создан к 150 -летию смерти Саят -Новы.

В 1945 году в Армении был объявлен конкурс на портрет певца и поэта.. В составе жюри были все ведущие деятели культуры: Аветик Исаакян, Мартирос Сарьян, Наири Зарян. Рухкян не просто занял первое место, но и получил наказ от великих Варпетов - Исаакяна и Сарьяна- продолжить уже начатое дело, создавать портреты великих деятелей. « Ты можешь, доказательство тому- твой Сайят Нова»( Сарьян)

Он создал целую галерею- «Сонм Великих»: портреты Маштоца, Мовсеса Хоренаци, Григора Нарекаци, Мхитара Гераци, Тороса Рослина, Давида Непобедимого.

По настоянию Исаакяна, художник на личном автомобиле католикоса Вазгена I-го объездил всю Армению и запечатлел в графике все исторические памятники, они хранились до недавнего времени в Комитете по охране исторического наследия. Там же хранится его «анийский» пейзаж- «Дым отечества :неутешное горе». Рухкян оставил нам графические портеты Андраника, И. Баграмяна, Туманяна. В 1983 году художник основал в Степанакерте художественную школу и подарил школе 60 своих работ.

Но по иронии судьбы он остался для нас «художником одного портрета»- создателем исторического облика великого ашуга. Его произведение настолько срослось с образом, что в дальнейшем ни один художник не сумел от него «отойти», и изображая ашуга, все они невольно изображали очередную вариацию работы Рухкяна. А когда снимался фильм «Саят Нова», внешность главного героя создавали именно по «общепризнанному образцу»- портрету. И если Рухкян – художник одного полотна, то Бабкен Нерсисян- актер одной кинороли- Саят Новы.

Этот шаблон не смог или не захотел преодолеть даже великий Параджанов. Предложив свою версию жизни и творчества певца, он показал еще один вариант рухкяновского портрета.

Будучи человеком невероятной скромности, Рачия Рухкян прожил бурную и богатую, но в бытовом плане тихую и незаметную жизнь. Добровольцем отправился на войну, познал все ужасы ранения и немецкого плена, увидел Великую Победу в 1945-м, послевоенный подъем страны, пережил развал великого государства 1991-м и тихо скончался в холодном 1992-м.

P.S.

В 2006-м в Армении вышел в свет альбом «Рачия Рухкян».

В 2009-м календарь с его циклом «Сонм Великих»

Постепенно возвращается к нам его наследие- циклы «Армянские церкви», «Саят Нова».

Будем надеяться. что на нашей Родине постепенно проходит постсоветское «культурное оцепенение», и наши великие творцы возвращаются к нам, к своим наследникам и почитателям.

Нуне Мхитарян