Моцарт и армяне: есть ли незримая миру связь ?
Это — только реплика, но в ней ищется ответ на вопрос: Почему армянское искусство, не смотря на тяжелейшие испытания нации, взлеты и падения, всегда одинаково держится на очень высоком уровне?
На ум приходит Моцарт, а точнее, гипотеза российского музыковеда Артема Варгафтика о том, как стал Вольфганг Амадей гениальным.
Да, он с детства поражал своей игрой слушателей. Особенно впечатляла его левая рука. Он уже в три года запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине.
Но до того времени, пока его не спустили с лестницы одного графа, он писал весьма традиционные произведения. Якобы гематома при травме головы стала давила на центры, отвечающие за творчество. То, что Вольфи был моториком, известно всем. Сочинял, танцевал, скакал на лошади. Варгафтик считает, что тому виной гематома. Моцарт просто не мог отдыхать, говоря современным языком, генерил он без устали. Всего за свою короткую - в 35 лет - жизнь он написал более 600 произведений.
Так вот с Арменией похожая ситуация. Сильное внешнее давление ( воинственные соседи) и внутреннее напряжение, которое создает очень эксцентричные отношения между людьми. А ген армянский очень сильный. Вот в этой зоне турбулентности и живет великое армянское искусство.
Один известный армянский историк как-то сказал мне, что его формула выживаемости армян заключается в том что, нация существует более 3000 лет поскольку все живут на зло друг другу. Это и есть иррациональная формула национального выживания. Но это тема для других размышлений.
На фото скрипач Сергей Хачатрян