Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Двухголовый теленок из Гегаркуни и "кабинет редкостей" в Кунцкамере

Уникальный теленок из поселка Сотк

Несколько лет назад в поселке Сотк Гегаркуникской области Армении в хлеве Акопа и Алины Аветянов родился двухголовый теленок. Акоп Аветян по профессии электрик, а его супруга - домохозяйка.
По словам Аветянов, корова родила уникального теленка с трудом. Корову «разрешали от бремени» всей семьей. Двухголового теленка искусственно кормят 3 раза в день, не допуская, чтобы это делала его мать. Как утверждали местные ветеринары, если теленок проживет 3 дня, его жизни ничего угрожать не будет. Рожденный теленок  обладал гендерными признаками обоих полов. Нам судьба этого теленка не известна. 

Конечно, для сельчан рождение двухглавого теленка было настоящим чудом. До этого они никогда не видели таких животных. 

Не смотря на то, что на видео теленок выглядит очень милым, особенно в тех кадрах, где его вылизывает мать, речь идет о самом настоящем уродстве. Таких людей и животных изучает наука тератология. Примечательно, что именно уроды легли в основу коллекции первого музея России, открытого Петром Великим. Он называется Кунцкамерой и находится в Санкт-Петербурге. В целом этот музей специализируется на этнографии - здесь огромное количество экспонатов, фотографий, посвященных быту, ремеслам,  искусству, религиозным культурам различных народов. От алеутов до японцев, от калифорнийских индейцев до представителей африканских племен. Но самым уникальным собранием Кунцкамеры является коллекция голландского анатома Рюйша. 

Двухглавый теленок - один из самых интересных экспонатов "кабинета редкостей"

На сайте Кунцкамеры описывается эта встреча русского царя и голландского ученого, благодаря которой в России стало развиваться музейное дело. 

"Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяниями. Современники воспринимали их как восьмое чудо света". Что-то общее роднит это искусство с фотографией Post-mortem photograph (посмерная фотография), она была еще очень популярна в советские времена. С точки зрения современного человека, эти мертвые дети - сфотографированные или заспиртованные, ставят перед всеми нами большой этический вопрос. Но эстетика и научный интерес всегда были намного шире. 

Подобное коллекционирование тесным образом связано с анатомическими театрами, кстати сказать, при многих армянских монастырях в Средневековье они существовали. Вот почему армянское врачебное искусство было всегда на высоком уровне. Если вы видели фильм "Обещание", то помните, с какой легкостью главный герой фильма Микаэль Богоссян во время занятий в анатомичке нашел нужный орган. 

После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Здесь и стал одним из самых знаменитых экспонатов - двухглавый теленок. Его чучело было изготовлено в самой Кунцкамере. Кстати, в петровские времена здесь жил карлик Фома ростом 126 сантиметров. Он умер в 1735 году. На правой руке и на обеих ногах у него было только по два пальца, а на левой руке три пальца. 

Разыскивая Кунцкамеру, я столкнулась на Дворцовой площади с двумя молодыми людьми. Как оказалось, студентами Нижегородского медицинского института. Они радостно сообщили, что в этом музее их ничего не удивило, потому что они видели подобное много раз. 

Самые крайние эмоции приходят в этих залах - и ужас, и любопытство, и отторжение, граничащее с отвращением, и восхищение теми учеными, кто смог перешагнуть через свои чувства и сделать это ради науки. 

Армянский музей Москвы предлагает вам подборку фотографий, сделанных в том числе и в зале тератологии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунцкамере). 

Валерия Олюнина

фото автора