Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Богдан Салтанов — армянин-иконописец при дворе царя Алексея Михайловича

В 1660 году русскому царю Алексею Михайловичу были преподнесены удивительные и богатые дары из далекой Персии. Преподнес их ему армянский купец из Новой Джульфы близ Исфахана Захар Саградов, торговый представитель персидского шаха Аббаса II.

Среди даров был алмазный трон, изготовленный в Исфахане в 1659 году придворными ювелирами шаха. Внимание царя привлекло медное блюдо с выгравированной сценой Тайной вечери. Есть источники, указывающие, что царь попросил купца привезти ему изготовившего это блюдо мастера.

Вероятно, блюдо было сделано в Западной Европе, где тогда и было развито искусство гравюры, а затем уже оказалась в Новой Джульфе (свою роль сыграли связи с европейскими армянами). Как бы там ни было, Саградов пообещал нанять если не самого мастера, то его ученика.

Алмазный трон царя Алексея Михайловича. Фото: wikipedia.org

Через шесть лет, в 1666 году, ко двору Алексея Михайловича вместе со своим братом прибывает Богдан Салтанов. От брата его — в православии Степана Яковлева — пошел русский дворянский род Салтановых.

Богдан Салтанов, или Аствацатур Салтанян, а в православном крещении — Иван Иевлевич Салтанов, по приезде сразу же становится одним из мастеров Оружейной палаты. Встречен он был с почестями, как иноземный дворянин.

Икона «Кийский крест с предстоящими» (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична). Фото: wikipedia.org

Богдан Салтанов в 1686 году стал придворным художником царя Алексея Михайловича, а затем его преемников, в том числе и Петра I, и главным мастером Оружейной палаты. По происхождению он был армянином из Персии. Дата его рождения достоверно неизвестна — приблизительно 1630 год. Родился в Новой Джульфе, армянском пригороде Исфахана (Новая Джульфа была основана армянами из нахичеванской Джульфы, переселенными в Персию Шахом Аббасом в 1604 году.)

В 1674 году Салтанов принимает православие, что позволяло тогда жить полноправной церковной жизнью, а также давало возможность писать иконы (иноверцы делать этого не могли). Также он был жалован русским дворянством, а это свидетельствует о его знатном происхождении, природном дворянстве.

Богдан Салтанов выполнял заказы царского двора, а не церкви. В его работах на религиозную тему видна манера «фряжского письма», размывание границ между светской живописью и иконописью, внешняя достоверность в передаче материального мира.

Парсуна «Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного». Фото: wikipedia.org

Иконы фряжского письма появляются в России как раз во второй половине XVII века. Это результат влияния западноевропейского искусства. Само название стиля происходит от древнерусского слова «фрязи», «фряги» (искаженное «франки»), старорусского названия выходцев из Южной Европы романского происхождения. Одним из известных русских иконописцев, начавших писать в манере «фряжского письма», был Симон Ушаков (1626–1686).

Точно не установлено количество созданных Салтановым произведений. Многие его работы погибли в 1701 году во время пожаров в Кремле. Есть и такие работы, которые приписываются его современникам. Умер мастер в 1703 году в Москве.

Источник: Н.И. Комашко. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века ‖ Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 2 (12), с. 44–54.