Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

История одной фотографии: здание Общественного собрания в Баку

Завершая цикл о Прокудине-Горском, нельзя обойти фотографию здания летнего помещения Общественного собрания в Баку, запечатленного в 1912 году работы Гавриила Михайловича Тер-Микелова.

Талантливый архитектор родился в семье грузинских армян в 1874 году. Учился в Тифлисе, затем окончил архитектурное отделение Петербургского института гражданских инженеров. 

Тер-Микелов прославился своей строительной и архитектурной деятельностью в Баку и Тбилиси. 

В городе на берегу Каспийского моря Тер-Микелов получает с компаньонами подряд на строительство здания летнего Общественного собрания. На одном из лучших, выгодно расположенных участков города — на углу Николаевской и Садовой улиц, здание великолепно вписалось не только в композицию губернаторского сада, где отвели участок под постройку, но и в весь окружающий архитектурный пейзаж, сложившийся в начале XX века. 

Тер-Микелов ездил на Лазурный берег — в Монте-Карло, чтобы ознакомиться с архитектурными особенностями местной филармонии, которая на тот момент по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе.

Строительство было завершено в конце 1912 года. Застройка города обогатилась новым сооружением — зданием летнего помещения Общественного собрания в формах палладианской архитектуры. 

Есть поверие, согласно которому бакинский миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей, было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. Ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В летнем зале филармонии вход в зрительный зал находится сбоку от сцены. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба.

Здание стало одной из важнейших построек в дальнейшей судьбе города, попадало в объективы фотокамер иностранных фотографов.