Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Музыка Комитаса, восхитившая Клода Дебюсси

Клод Дебюсси

Рассказ о встрече великого Комитаса и французского композитора, представителя музыкального импрессионизма Клода Дебюсси. Мы не будем следовать по всему жизненному пути Комитаса, возьмем лишь только этот фрагмент его биографии.

В 1905–1907 годах Комитас много концертирует. В 1906 году он дает концерты в Париже, читает лекции. В то время в парижском музыкальном мире громко звучало имя Дебюсси. Комитаса с ним познакомила Маргарита Бабаян, армянская певица и пианистка, жившая в Париже. Маргарита была ученицей Комитаса. Знакомство это стало началом дружбы.

Комитас посещал лекции в Высшей школе социального образования. Вскоре состоялась его первая лекция-концерт, ставшая первым знакомством парижского слушателя с армянской народной песней. В переполненном зале находились известнейшие музыковеды и музыканты: Клод Дебюсси, Ромен Роллан, Луи Лалуа, Венсан д’Энди, Альфред Круазе и многие другие.

Выступили хор, солисты. На сцену выходит Комитас.

Комитас

«Мягкий, трепетный голос скорби, идущий из глубины души. Так может петь лишь душа, познавшая и горе, и радость.

Со сцены публика в зале казалась массой окаменевших тел с неподвижными лицами и широко раскрытыми глазами. Комитас чувствовал, как гипнотическое состояние публики передается ему. Ничего подобного он ранее не переживал. Но вдруг оцепенение покинуло публику, овацией и цветами приветствовала она необычного исполнителя. На сцену поднимались знакомые и незнакомые люди, они пожимали ему руку, благодарили, поздравляли, а многие шли, чтобы просто вблизи взглянуть на человека столь необыкновенного обаяния.

Зал приутих, когда на сцену поднялся кумир парижской публики Клод Дебюсси. Комитас пошел ему навстречу, но Дебюсси, опережая его, пошел быстрее и, дойдя до Комитаса, стал перед ним на колени. Он приложился губами к подолу комитасовской сутаны, а потом, обращаясь к нему, громко сказал:

— Отец Комитас, я склоняю голову перед вашим музыкальным гением.

Затем, повернувшись к залу, он, словно поясняя публике свою мысль, сказал:

— Если Комитас создал бы только «Антуни», этого было бы достаточно, чтобы считать его великим музыкантом.

Два больших музыканта обнялись и провожаемые аплодисментами, покинули сцену» (Вартан Вартанян. Вечный странник: страницы жизни Комитаса).

Теперь же послушаем музыкальные произведения Комитаса и Дебюсси, объединенные общей темой:

Комитас «Луна нежна» (Lusnakn anush),

Клод Дебюсси «Лунный свет» (Clair de Lune).

Источник: Вартанян В.Л. Вечный странник: страницы жизни Комитаса. Ереван : «Советакан грох», 1980.